Советские дебаркадеры — диковинные «суда на бетонной подушке». Что с ними стало сейчас?

0 12

Пролетая над ремонтной базой речного флота в Закамске мне на глаза, попался брошенный у берега старый советский дебаркадер. Одинокое занесенное снегом старое судно с обвалившейся крышей — грустное напоминание о ушедшей эпохе.

Лететь от машины было пару минут. А вот, чтобы посмотреть вблизи, на брошенное судно — пришлось продираться сквозь сугробы в лесу!

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Но, разве это проблема? Пятнадцать минут уверенного шага по колено в снегу и вот мы на месте. За молодыми березками стоит занесенное снегом, брошенное советское «судно на бетонной подушке».

Выглядит диковинно, но железобетонные суда отлично чувствуют себя на воде, раньше из бетона строили суда самого разного назначения, даже боевые бетонные корабли.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Что такое дебаркадер?

Дебаркадер (от французского debarquer — высаживать на берег) по сути своей элемент транспортной инфраструктуры для погрузки и выгрузки пассажиров и грузов. А если уж совсем по-простому и обобщенно — это несамоходное судно, обычно выполняющее функцию причала.

Развитие речного судоходства в Советском Союзе потребовало создания соответствующей инфраструктуры и подвижные плавучие причалы, стали одними из символов времени Построенные в классическом стиле, они вторили архитектуре сталинской эпохи и хорошо с неё сочетались.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

В настоящее время значимость речного судоходства уменьшилась, новые дебаркадеры почти не строят, и они постепенно исчезают. Например, у нас в городе остался только один целый дебаркадер-причал и тот на ремонте, но несколько грузовых железобетонных платформ все ещё используются.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Строить дебаркадеры в СССР начали в 1925 году, но типовое, масштабное строительство подобных судов началось лишь в послевоенное время. До 1957 года корпуса дебаркадеров были монолитны, но с 1957 года дебаркадеры строили сборно-монолитными и полностью сборными.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Основание у дебаркадера было стальное или железобетонное, а вот все надстройки делались преимущественно из дерева. Судно, в котором мы оказались — однопалубное, но были и «многоэтажные дебаркадеры».

Дебаркадеры с бетонным основанием, нередко пополняют список заброшенных объектов. Металла в них практически нет, а следовательно, денег на их утилизации не заработаешь, вот и остаются брошенные суда гнить на окраинах портовых зон и судоремонтных заводов.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Большую часть дебаркадеров построили в «пятидесятые-шестидесятые» годы прошлого века и потому дожившие до наших дней суда такого типа, весьма ветхие. Вот и заброшенный дебаркадер, в который мне довелось попасть выглядит крайне печально.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

От судна остался только деревянный остов, всё имеющее хоть какую-то материальную ценность растащили мародёры. Снаружи судно выглядит намного интереснее чем внутри. Правда, за счёт того, что судно стоит под углом и самая надстройка покосилась — ощущения, когда находишься внутри весьма и весьма необычные. Проверка вестибулярного аппарата!

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Не думаю, что в советские годы дебаркадеры задумывались как что-то «вечное». Дебаркадеры — объект массового строительства. Красивые, но в первую очередь дешевые и эффективные объекты транспортной сети.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Немного грустно, что они уходят в прошлое, но пока у нас в стране есть намного более важные задачи, в области защиты исторического наследия, чем сохранение типовых советских судов из железобетона и дерева.

Советские дебаркадеры — диковинные "суда на бетонной подушке". Что с ними стало сейчас?

Читатели, а в ваших городах остались действующие дебаркадеры? Если да, напишите город и где находится — очень интересно было бы побывать в дебаркадере-причале, с аутентичным советским интерьером!

Более авторских 2000 постов уже на канале. Заранее благодарим за подписку, надеюсь, было интересно

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy