Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

0 1

Возрождение флота Италии из небытия после позорного поражения у Лиссы военно-морские специалисты XIX века склонны были считать большим чудом, чем восстановление Черноморского флота России после Крымской войны. И у этого возрождения флота было два выдающихся лидера: морской инженер Бенедетто Брин (Benedetto Brin) и адмирал Симон Пакоре ди Сен Бон (Simone Pacoret de Saint Bon). Сен Бон по своим политическим взглядам был крайне правым, Брин министром от левых, но единое понимание стратегии этими двумя людьми столь разных политических убеждений дало итальянскому флоту руководство, сплоченное настолько, что, учитывая особенности итальянской политики тех лет, этой сплоченности можно только удивляться. В последовавший за их приходом к власти период с 1872 по 1877 год были заложены основы современного итальянского флота.

В 1879 году адмирал Фердинандо Актон, став морскимминистром, произвел так называемый «переворот строевыхофицеров». Он провел что-то вроде опроса среди высших офицеров флота, показавший, что наиболее предпочтительным типом броненосца они считают корабль водоизмещением около8 000 тонн и скоростью 15 узлов. Хотя Брин и Сен Бон в течениеяростных трехдневных дебатов в Парламенте пытались отстоять свои идеи, Актон одержал победу. В итоге итальянцы заложили три броненосца типа «Руджиеро ди Лаурия» («Ruggiero diLauria»). Эти корабли, хотя имели меньшийразмер и меньшую скорость (а также более мощное бронирование), чем «Италия», все равно превосходили по скорости любой французский броненосец и имели вооружение из четырех100-тонных пушек. Тем не менее это падение Брина обозначило перерыв в морской экспансии Италии.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Броненосец Sardegna

Тем временем неразбериха в делах французского флотав середине 1880-х годов из-за действий «молодой школы» адмирала Оба стала одним из факторов, поспособствовавшихвозрождению франко-итальянского морского соперничествав конце десятилетия. Хвастливо-агрессивные заявления адмирала Оба относительно планируемой им войны (и даже некоторые из его действий) порождали беспокойство в соседнейИталии.

Подъем французского национализма совпал с возвращением Бенедетто Брина на пост морского министра Италии, последовавшем в марте 1885 года. При его предшественнике, Фердинандо Актоне, все приготовления против Австрии были прерваны заключением Тройственного союза. Работы в новой базе, Таранто, велись очень медленно, так как флот еще не чувствовал угрозы со стороны Франции. По поводу рациональности постройки броненосцев в ближайшем будущем велись бесконечные дискуссии, и в течение нескольких лет большая часть денег на строительство новых кораблей уходила на бронепалубные крейсера. В 1886 году ни три броненосца типа «Руджиеро ди Лаурия», ни даже «Лепанто» еще не были введены в строй, и во всем флоте было только три боеготовых броненосца «Дуилио», «Дандоло» и «Италия».

Мерилом степени возрождения флота при Брине можетслужить рост бюджета флота. В 1883 году бюджет ненамногоотличался от бюджета 1878 года. В 1884 году он вырос на 20 процентов, а в 1885 когда к власти вновь пришел Брин он почти удвоился. К 1888 году он по сути дела вырос еще вдвое. Результаты второго пятилетнего правления Брина (1885-1889) в области военной техники были таковы: вошли в строй все недостроенные броненосцы и тринадцать крейсеров, были заложены три броненосца типа «Ре Умберто» (Re Umberto), имевших некоторые общие черты с «Италией», равных ей по размерам, но превосходивших ее по скорости хода. Когда онивошли в строй, Италия располагала десятью полноценнымиброненосцами в три раза больше, чем в 1886 году, превосходивших по скорости и не уступавших по силе любому французскому броненосцу.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Броненосец Re Umberto

По убеждениям Брина, с которыми трудно не согласиться, Италия, со своей молодой промышленностью, не могла соревноваться с Англией или Францией в количестве боевых судов. Поэтому Брин предлагал строить очень крупные и сильные корабли (принцип «максимального броненосца»), вооруженные пушками максимального калибра и имевшие большую скорость; защита же оставалась менее важным элементом. Такой корабль мог бы уйти от вражеской эскадры, но был способен выйти победителем из дуэльного боевого столкновения с любым одиночным противником. В соответствии с этой концепцией со стапелей сошли небронированные гиганты «Италия» и «Лепанто», а также имевшие толстые, но очень узкие броневые пояса «Дуилио» и «Дориа».

Однако эти итальянские броненосцы, при всей своей эпохальности, не стали ядром настоящего флота, т.к. были сведены в группы кораблей береговой обороны. Так во время очередного франко-итальянского кризиса 1888 года все итальянские броненосцы были объединены в три группы: в Специи стоял «Дуилио» и три старых броненосца, в Маддалене «Дандоло» и бывший некогда флагманом итальянского флота при Лиссе «Аффондаторе», в Неаполе же находились «Италия» и «Лепанто». Вместо того, чтобы разделить свои броненосцы на быстроходную и тихоходную эскадры, итальянцы предпочли держать в главных портах по одному быстроходному и несколько тихоходных кораблей. (Одной из причин критики проекта «Дуилио» было то, что он был слишком быстроходен, чтобы действовать вместе со старыми кораблями с предложением сознательно ухудшить ТТХ корабля!). Таким образом, как в распределении сил, так и в тактикеих использования, итальянские морские офицеры демонстрировали свою неспособность угнаться за гениальными конструкторами своих кораблей.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Re Umberto в гавани Таранто

Re Umberto

Немедленно после возвращения на пост Морского министра, Брин развил бурную деятельность по постройке новых броненосцев, в которых он решил реализовать свои мысли по созданию современного «станового хребта» Regina Marina. Под его нажимом в 1883 году итальянское правительство утвердило программу постройки двух новых броненосцев, водоизмещение и размерения которых мало в чем уступали своим гигантским предшественникам. Неудовлетворенный этим решением Брин, ставший к тому времени генералом и морским министром, добился постройки еще одного корабля такого же типа по слегка усовершенствованному проекту. Эти броненосцы, впитавшие в себя последние достижения конструирования и технологий, могли бы подтвердить самые серьезные претензии на контроль за Средиземным морем и вывести итальянский флот на качественно новый уровень, очерченный британскими «адмиралами» (см. «НиТ» №8, 2010г.). Головной корабль серии Re Umberto должен был нести имя царствующего монарха, являвшегося большим покровителем флота.

По конструкции новые корабли представляли собой барбетные броненосцы, в общем плане повторяющие схему британских «адмиралов» — с одним двух-орудийным барбетом впереди и еще одним таким же — на корме.

По сравнению с предшественниками они выглядели гораздо более рациональными и балансированными. В носу и корме корпус имел низкий борт, сокращавший цель для огня ;противника. Борт более чем вдвое поднимался лишь в середине, прикрывая там батарею среднего калибра. Чтобы башенные орудия главного калибра могли стрелять на волнении, их поместили в высоко приподнятых барбетных установках. Место чудовищных 100-тонных орудий-монстров заняли четыре 343-мм пушки производства того же Армстронга — аналогичные тем, которые были установлены на британские броненосцы серии «адмиралы» и «Нил» Эти 17-тонные 13,5-дюймовые орудия Mk.IV BLRs с длинойствола в 30 калибров (343mm/30) имели максимальный угол возвышения 13,5° и минимальный до -3°. Они стреляли 570-килограммовыми снарядами с начальной скоростью 614 м/с на дальность до 10930 м при максимальной высоте и, согласно современным им источникам, «моглипробить 27 дюймов железа на расстоянии в 300 ярдов».

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Броненосец Sardegna

Эти барбетные установки с британскими орудиями в них имели существенное преимущество перед британскими же образцами, установленными на «адмиралах» вместо грушевидных барбетов, позволявших заряжать орудие, только расположив его параллельно диаметральной плоскости корабля, итальянцы разместили их в круглых установках, допускавших круговое заряжание.

Барбеты были оснащены гидравлическими приводами, но заряжание орудий происходило при помощи талей с электрическим приводом. Темп стрельбы при обученном экипаже составлял примерно один выстрел каждые две минуты.

Очень внушительно выглядела и средняя артиллерия: двенадцать 40-калиберных 120-мм пушек помещались в центральном каземате под защитой 100-мм брони и еще четыре были установлены в носовой и кормовой надстройках, защищенные броневыми щитами. Восемь 152-мм с длиной ствола в 40 калибров были установлены на поворотных станках за 2-дюймовыми броневыми щитами. В результате броненосцы могли обрушить на противника огонь 28 орудий крупного и среднего калибра — больше любых своих современников и даже более новых кораблей. К сожалению, скорострельные пушки появились уже после спуска на воду этих творений Брина и по этой причине не были на них установлены. Также в надстройке находилась и противоминная артиллерия — шестнадцать 57-миллиметровых (6-фунтовых) и десять 37-миллиметровых (1-фунтовых). Дополняли вооружение «Re Umberto» пять 17,7-дюймовых (450-мм) надводных торпедных аппаратов.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Носовое украшение броненосца Sardegna

Броневая защита нового броненосца оказалась вполнеудовлетворительной несмотря на то, что толщина броневого пояса не превышала 100 мм — зато этот пояс прикрывал большую часть борта.

Принципиальная схема бронирования повторяла, в общем случае, таковую у «Italia», но внутренняя бронированная палуба была расположена значительно выше ватерлинии и была очень пологой. Таким образом, все жизненные части корабля находились под дополнительным прикрытием броневой палубы из брони французской фирмы «Schneider et Cie», имевшей толщину 100-75 мм, так что в сумме набиралась достаточная защита. Хотя тяжелые снаряды и имели шанс ее пробить, но главная опасность, возникшая на рубеже веков, — скорострельные орудия среднего калибра — угрожали кораблям Брина в гораздо меньшей степени, чем, например, высокобортным французским броненосцам. Так неожиданно принятая итальянцами схема защиты даже опередила потребности своего времени.

За время долгого строительства кораблей получили широкое распространение скорострельные орудия. Своевременно оценив надвигающуюся угрозу кораблям, которые еще даже не вступили в строй, Брин еще в процессе достройки модернизировал свои детища, установив дополнительное бронирование из 4-дюймовых броневых щитов, которыми были прикрыты орудия главногокалибра в барбетах. Это привело к перегрузке корабля, но мало сказалось на его возможностях как орудийной платформы, т.к. его орудия ГК были расположены достаточно высоко. А сам корабль, предназначенный для средиземноморского театра, не нуждался в избыточной мореходности, требуемой, например, для броненосцев Великобритании.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Sardegna на рейде

На Sardegna такие накладные щиты были установлены на барбете уже в процессе стапельной постройки.

Отличительной особенностью итальянской кораблестроительной школы являлась неправдоподобная симметричность силуэтов кораблей и «Re Umberto» в этом не был исключением. Симметричность расположения башен, труб и надстроек, а также единственная мачта в центре корпуса затрудняли не только определение точного ракурса цели, но в ряде случаев могли вызвать сомнения относительно направления движения пусть хоть и на короткое время, но совсем не лишнее для корабля, который мог спастись от количественно превосходящего противника только за счет своей скорости.

Корабль имел три дымовых трубы, одна из которых располагалась за мачтой, ближе к корме, а две других были расположены попарно, бок о бок, перед мачтой.

Скорость новых броненосцев оказалась феноменальной: при проектном задании в 18,5 узла «Сицилия» («Re di Sicilia») на испытаниях показала 20, причем без форсировки машин и прочих «хитростей», принятых в британском флоте. На построенной последней «Сардинии» («Re di Sardegna») удалось установить первые на флоте Италии машины тройного расширения, с которыми скорость на испытаниях достигла 20,3 узла. Этот корабль одним из первых в мире получил также новинку тех лет радиостанцию Маркони.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Броненосец Re di Sicilia

В общем, эта революционная серия броненосцев успешно сыграла возложенную на нее роль и явилась несомненным успехом Бенедетто Брина и Regina Marina

К началу Первой мировой войны броненосцы уже утратили боевое значение. Re Umberto с октября 1912 г. стал плавбазой. В 1914 г. с него сняли всю артиллерию, кроме главного калибра, и превратили в плавучую батарею, защищавшую сначала Бриндизи, а с 1917 г. албанский порт Валона.

В апреле-октябре 1918 г. старый броненосец прошел переоборудование в специальный штурмовой корабль. Его хотели использовать для прорыва в базу австрийского флота в Пола как своеобразный таран, за которым должны были идти 40 торпедных катеров. Для этого на броненосце установили восемь 76-мм пушек и несколько 240-мм минометов, сняв все остальное вооружение. В носу появились резаки для форсирования боновых заграждений. Окончание войны прекратило подготовку к этой необычной операции. В 1920 г. Re Umberto пошел на слом

Sardegna до ноября 1917 г. являлся флагманским кораблем сил обороны Венеции, потом охранял Бриндизи, затем Таранто. В 1919 22 гг. броненосец был стационером в Стамбуле, позже продан на слом.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Re di Sicilia в 1918 г. Снимок с воздуха

Sicilia исключили из боевого состава флота в июле 1914 года, но еще почти десять лет он служил плавучей казармой и складом в Таранто.

«Ammiraglio di Saint Bon»

Италия, в те времена бывшая второразрядной промышленной державой, не могла позволить себе роскошь строить и содержать флот, состоящий из таких выдающихся по своим характеристикам (и размерам!) кораблей. Главным оппонентом Брину по этому вопросу стал другой выдающийся военно-морской специалист: адмирал Симоне ди Сент Бон. В очередной раз став морским министром, он не стал, к своей чести, отменять достройку «троицы» Брина, но решил, что в качестве основного типа для итальянского флота более подходит боевой корабль средних размеров, вооруженный более легкой и скорострельной артиллерией. Столь резкое изменение концепции, как это ни странно, очень мало сказалось на внешнем виде и внутреннем расположении новых боевых единиц. Предложенный Сент Боном проект сохранил все черты своих предшественников: низкий борт в оконечностях и высокий каземат в середине, единственную мачту и строгую симметрию, которая стала даже еще более строгой из-за того, что предполагалось установить только две трубы. Но по иронии судьбы, после неожиданной смерти министра и адмирала, чертежи попали на стол к его «сопернику» Брину, который благородно внес в проект лишь незначительные изменения. В результате со стапелей сошли два броненосца, один из которых был назван в честь своего создателя «Ammiraglio di Sant Bon». Будучи меньше «Re Umberto» почти на 5000 т, они были лучше защищены: при столь же большой площади бронирования толщина пояса и башен достигала 250 мм. Платой за это явились калибр главнойартиллерии (254-мм орудия вместо 343-мм) и скорость «всего» 18 с небольшим узлов очень хорошо для конца XIX века, но мало для Италии! Увы, но гениальное дешевым не бывает.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Броненосец Amiraglio di Saint Bon

Офицеры Regina Marina по поводу этих недо-броненосцев высказывались в истинно итальянском стиле: «О чем думали вМорском министерстве, когда строили эти посудины — с этими длинными, как ноги балерин, трубами, с этими толстыми бедрами бортов и узкой талией палубы, со стреловидными бровями крыльев капитанского мостика?!». И действительно, в отличие от проектов Брина, в конструкции этих броненосцев явно прослеживалось подражание французским проектам 1890-х годов, которые на классический британо-итальянский вкус были чудовищно некрасивы и немореходны.

В отличие от предшественников, отличавшихся заниженной бронезащитой, ноувеличенной скоростью хода, эти кораблине имели ни выдающихся скоростных характеристик, ни сильного вооружения, ни адекватной защиты.

Их 10-дюймовые орудия были изготовлены фирмой все того же Армстронга, и хотя не вызывали особых нареканий (Армстронг свое дело знал!), но были откровенно маломощны для эскадренного броненосца. Впрочем, увлечение «главным калибром второго ранга» в то время переживали и англичане, и французы, и русские.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Emanuele Filiberto. Вид с воздуха

Даже для средиземноморского театра эти броненосцы были слишком «мокрыми», т.к. имели слишком низко расположенную палубу (всего 4,2 метра над поверхностью), хотя высокие барбеты давали еще дополнительные 2,5 метра для орудий главного калибра одновременно уменьшая остойчивость.

Самому Сент Бону, автору проекта, было не до своих детищ, и процесс строительства проходил совершенно без участия адмирала, с головой ушедшего в свои прямые обязанности, будучи озабоченным модернизацией слабых итальянских верфей. Несмотря на то, что эти броненосцы должны были показать возможность постройки «эффективного броненосца» при значительно уменьшавшихся затратах, на деле задержки в строительстве привели к большому перерасходу средств. Плохую шутку с покойным министром сыграло и противоестественное сочетание небольших размеров с достаточно экстравагантной для итальянских корабелов формой корпуса.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Броненосец «Emanuele Filiberto»

Кроме своеобразного «французского» корпуса, во всем остальном эта серия броненосцев с одной центральной мачтой, с трубами, разнесенными симметрично нее была в фирменном «итальянском» стиле. На нижней палубе, расположенное симметрично относительно мачты, находилось машинное отделение, зажатое блоками котельных отделений на носу и на корме.

Нельзя утверждать, что эти корабли были совершенно бесполезны в качестве военных кораблей. В итало-турецкую войну 1911-1912 гг. «Emanuele Filiberto» потопил корабль противника — 18 апреля 1912 года он протаранил и утопил какуюто то ли шлюпку с яхты, то ли саму яхту турецкого подданного. Реальная боевая ценность этих броненосцев была такова, что их предполагалось вывести из состава флота уже в 1915 году — всего через 14 лет весьма ограниченной службы. Тем не менее Первая мировая война продлила их существование. Оба корабля несли службу в Дарданелльской и в Балканской кампаниях, а также в Албании и Адриатическом море. После подписания в Версале перемирия, эти два броненосца еще даже умудрились «продемонстрировать флаг» в портах Триест и Истрия. В 1920 году их в числе первых отправили на слом.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

На основе чертежей «Ammiraglio di Sant Bon» инженер Эдуардо Масдеа разработал проект знаменитых «Джузеппе Гарибальди» одних из самых удачных броненосных крейсеров. Они сохранили все основные черты своих «родителей» как силуэт, так и расположение бронирования и артиллерии и произвели настоящий фурор в кораблестроении конца позапрошлого века.

Наследники Duilio. Революционная серия итальянских броненосцев

Статья была опубликована воктябрьскомномере журнала «Наука и техника» за 2012 год

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy