Вьетнам как «экзамен на зрелость». Grumman OV-1 Mohawk на службе Соединенным штатам

0 0

В июле 1958 г., еще до первого полета «Мохаука», командующий армейской авиацией бригадный генерал Эрнст Истербрук распорядился начать разработку программы переучивания летного и технического состава.При этом учитывалось, что военнослужащим придется освоить много принципиально нового для армейской авиации оборудования — турбовинтовые двигатели, сложное бортовое оборудование, а также наземную аппаратуру приема и обработки информации. Пилоты и техперсонал начали освоение новой техники непосредственно на заводах фирм-изготовителей самолета и двигателя — «Грумман» и «Лайкоминг».

Начало читайте в статье Grumman OV-1 Mohawk. Следопыт из племени мохауков

В дальнейшем летчиков направляли в учебные центры ВВС для освоения таких новых для них элементов, как полеты на больших высотах и катапультирование (армейская авиация попросту не располагала оборудованием и самолетами для освоения этих элементов). В апреле 1961 г. школа армейской авиации в Форт Раккер получила первые два АО-1, что позволило развернуть полномасштабное освоение нового самолета.

Со средины 1961 г. «Мохауки» начали поступать в строевые части. Армия комплектовала ими подразделения дивизионного и корпусного звена — взводы воздушной разведки и засечки целей (по 4 самолета) и авиационные разведывательные роты (по 18 машин) соответственно. В первую очередь самолеты поставлялись в части, находящиеся на переднем крае «холодной войны», — в 7-ю армию, расквартированную в ФРГ. Здесь на аэродроме Сандхоффен под Мангеймом первое подразделение «Мохауков» было развернуто летом 1961 г., а дополнительные части были переброшены из США в ноябре того же года в связи с Берлинским кризисом. В феврале 1962 г. первые два АО-1А прибыли на Аляску, в Форт Грили, а весной того же года новые разведчики появились в Японии. С 1964 г. OV-1 базировались в Южной Корее, осуществляя регулярные патрульные полеты вдоль демаркационной линии с КНДР.

Вьетнам как «экзамен на зрелость». Grumman OV-1 Mohawk на службе Соединенным штатам

Полеты на фоторазведку выполнялись, как правило, парой «Мохауков», действовавших в разомкнутом строю, дабы не ограничивать маневр друг друга. Фотографирование цели велось с высоты 160–480 м — самой «неприятной» с точки зрения вероятности поражения зенитным огнем, поэтому повторный заход на цель не разрешался.

«Экзаменом на зрелость» для «Мохауков» (как, впрочем, и для многих других образцов американской авиатехники) стала война во Вьетнаме. Для проведения испытаний в боевых условиях было сформировано специальное подразделение — 23-й авиационный отряд специального назначения (АОСН), прибывший на театр военных действий в сентябре 1962 г. с шестью OV-1A. Отряд подчинялся Командованию поддержки Армии США во Вьетнаме и действовал в интересах южновьетнамских вооруженных сил, базируясь в Ня Транге, а затем в Куи Ноне. Летали смешанными экипажами — американские пилоты и вьетнамцы-наблюдатели. Год спустя были подведены итоги испытаний в боевых условиях, показавших, что «Мохаук» отлично подходит для противопартизанских действий. Высокая скорость, низкий уровень шума и современное фотооборудование способствовали успешному осуществлению разведывательных полетов. Применение «Мохауков» для корректировки артиллерийского огня 9-й пехотной дивизии Армии Южного Вьетнама привело к увеличению эффективности огня втрое (!).

Эскалация вмешательства США в Индокитае привела к переброске во Вьетнам новых частей разведывательной авиации. В декабре 1964 г. сюда прибыл 4-й взвод воздушной разведки и засечки целей (ВВРЗЦ) с семью «Мохауками» (2 OV-1В, 4 OV-1С и 1 OV-1A). В январе 1965 г. его матчасть вместе с 23-м АОСН использовали для перевооружения 73-й разведывательной авиароты (РАР), ранее летавшей на «Берд Догах». Новая часть, базировавшаяся в Вунг Тау, подчинялась напрямую Командованию Вооруженных сил США во Вьетнаме. Вскоре ее численность была доведена до 30 самолетов. В 1966–1967 гг. во Вьетнаме развернули еще четыре роты «Мохауков» — 131-ю, 225-ю, 244-ю и 245-ю. Эти подразделения имели гораздо меньший штатный состав (как правило, 12 OV-1) и были распределены по четырем корпусным зонам, на которые делилась территория Южного Вьетнама. Кроме того, осенью 1965 г. прибыли штатные подразделения 1-й кавалерийской (аэромобильной) и 1-й пехотной дивизий — 1-й кавалерийский и 1-й пехотный ВВРЗЦ. Интересно, что «кавалеристы» использовали т. н. «раздетые» OV-1С с демонтированными инфракрасными датчиками, но с шестью пилонами, как на JOV-1A Максимальное количество одновременно развернутых во Вьетнаме «Мохауков» достигло 80 единиц, причем использовались они исключительно над территорией Южного Вьетнама, не пересекая демаркационную линию.

Радары SLAR самолетов OV-1В были во время вьетнамской войны одним из основных средств обнаружения движущихся целей в ночное время. Кроме того, они использовались и для обнаружения плавсредств в прибрежных водах и на реках. Полеты на радиолокационную разведку выполнялись в диапазоне высот 2 200–4 400 м. Первоначально военные относились с определенным недоверием к показаниям радара, но практика подтвердила высокие характеристики аппаратуры, и впоследствии, особенно в сложных метеоусловиях, авиация наносила эффективные удары по данным SLAR без визуальной доразведки.

Особенно ценными оказались самолеты OV-1С с их инфракрасной аппаратурой, позволявшей с высоты 300–600 м обнаруживать тепловые контрастные цели (костры, двигатели автомобилей и т. п.) ночью или под покровом джунглей. Кроме чисто тактического значения — обнаружения врага, — ночные полеты OV-1С, прозванных «Шепчущей смертью», существенно влияли на боевой дух бойцов Вьетконга. Постоянная боязнь быть обнаруженным вынуждала, в частности, свести к минимуму приготовление горячей пищи, что отнюдь не способствовало поднятию настроения. За уничтожение «Мохаука» (или повреждение, приведшее к вынужденной посадке) была обещана награда в 50 000 пиастров (424 доллара).

ТТХ самолета OV-1D

Двигатели:
тип «Лайкоминг» Т53-L-701
мощность, л.с. 1400
Размах крыла, м 14,63
Длина самолета, м 12,50
Высота самолета, м 3,86
Площадь крыла, кв. м 33,45
Масса, кг:
пустого самолета 5 467
нормальная взлетная 7 051
максимальная взлетная 214
Скорость, км/ч:
максимальная 491
крейсерская 334
Скороподъемность, м/с 17,5
Дальность полета, км 1 520
Потолок, м 7 620

Интенсивное использование «Мохауков» во Вьетнаме обусловило и довольно значительные потери. В общей сложности было утрачено 63 OV-1, причем большинство случаев — 36 — пришлось на небоевые потери. 25 «Мохауков» было сбито средствами ПВО, один уничтожен на земле в результате обстрела авиабазы и еще один сбит в 1969 г. вьетнамским МиГом (кстати, это был вообще единственный самолет армейской авиации США, потерянный в той войне в воздушном бою). Интересно, что еще в 1966 г. один МиГ-17 был сбит «Мохауком», попав под залп 70-мм НАР.

Курс на «вьетнамизацию» войны привел к постепенному исчезновению OV-1 с театра военных действий — в отличие от многих других типов авиатехники, эти самолеты не передавались Южному Вьетнаму, а выводились в США. К июлю 1971 г. была выведена большая часть этих самолетов, лишь 73-я РАР оставалась во Вьетнаме до апреля следующего года.

Высвобождение части парка OV-1, использовавшегося во Вьетнаме, позволило, наряду с частями первой линии, начать в 1972 г. перевооружение Национальной гвардии. К 1980 г. три авиароты Национальной гвардии штатов Орегон и Джорджия имели в своем составе 53 «Мохаука» — 13 OV-1В, 24 OV-1С и 16 OV-1D. В то же время регулярная армейская авиация насчитывала 135 таких самолетов — 25 OV-1В, 26 OV-1С и 84 OV-1D.

С 1982 г. началось развертывание подразделений РТР, получивших на вооружение самолеты RV-1D. Отряды таких самолетов, насчитывавшие по шесть машин, включались в состав батальонов военной разведки армейских корпусов.

Последней войной в истории «Мохауков» стал конфликт с Ираком. В начале 1991 г. в зону Персидского залива перебросили 265-ю авиароту 15-го батальона военной разведки с самолетами RV-1D.

С начала 90-х гг. «Мохауки» постепенно снимались с вооружения Армии США. Последней частью, эксплуатировавшей OV-1D, стал 3-й батальон 501-й бригады военной разведки, базировавшийся в Кэмп Хемфрис в Южной Корее. Эта часть сдала свои «Мохауки» 21 сентября 1996 г., получив самолеты RC-7B — модификацию гражданского DHC-7.

Изначально задумывавшийся как самолет с вполне заурядными летными характеристиками, «Мохаук» тем не менее установил несколько мировых рекордов в своем классе. В частности, 16 июня 1966 г. пилот-испытатель Джим Петерс установил рекорды скороподъемности на 3 000 и 6 000 м, — соответственно, 3 мин 41 сек и 9 мин 9 сек. Месяц спустя полковник Эдвард Нильсон установил рекорд скорости на замкнутой 100-км трассе, пройдя ее за 12 мин 48,8 сек. Наконец, в июне 1971 г. штатный экипаж 293-й авиароты из Форт Худ (шт. Техас) в составе Томаса Йоа и Ричарда Стейбока установил рекорд высоты, поднявшись на 12 163 м (в негерметичной кабине!).

Вьетнам как «экзамен на зрелость». Grumman OV-1 Mohawk на службе Соединенным штатам

Служба в других государствах

«Мохаук» не сделал экспортной карьеры, на которую так рассчитывал отдел маркетинга фирмы «Грумман». Первым зарубежным эксплуатантом этих самолетов, после безуспешных попыток продать «Мохауки» Франции, ФРГ и Филиппинам, стали ВВС Израиля. В 1974 г. они «одолжили» у Армии США два OV-1D. В Израиле они служили около двух лет, после чего были заменены самолетами «Грумман» Е-2 «Хокай» и возвращены в Штаты. Интересно, что считавшиеся израильтянами одними из наиболее секретных летательных аппаратов «Мохауки» базировались в …международном аэропорту Лод (самолеты несли гражданскую регистрацию 4X-JRA и 4X-JRB). Впрочем, и здесь они находились под пристальной охраной. Примером может служить тот факт, что когда пилот одного из лайнеров «Пан Ам», рулившего к старту, сделал несколько снимков OV-1D, самолет во время промежуточной посадки в Риме был встречен агентами Моссад, изъявшими кассету с пленкой.

На закате своей карьеры «Мохаук» обрел «вторую жизнь» — 23 машины модификации OV-1D были переданы в 1992–1993 гг. армейской авиации Аргентины (первоначально планировалось передать 34 таких самолета, но ввиду финансовых ограничений аргентинцы ограничились меньшим числом). В основном это были самолеты последнихсерий выпуска 1968–1970 гг., получившие в Аргентине номера АЕ020-АЕ042. Эксплуатация «Мохауков» в Аргентине имела некоторые интересные особенности: сами самолеты, пилоты и техники находились в составе 601-й разведывательной АЭ, в то время как разведывательное оборудование (бортовое и наземное), а также специалисты по его обслуживанию, входили в 601-ю роту военной разведки. Оба подразделения дислоцировались на авиабазе Кампо де Майо в районе Буэнос Айреса. Постоянно в эксплуатации находилось лишь десять OV-1D — 8 в 601-й РАЭ и 2 в школе армейской авиации. Два самолета к настоящему времени потеряны в результате авиакатастроф, еще три списаны и переданы в музеи, остальные законсервированы. В Аргентине OV-1D прошли некоторые доработки. В частности, восемь машин оборудованы двойным управлением. Часть самолетов получила прицелы SFOM-83A, демонтированные со списанных УБС Т-28, и шесть подкрыльевых пилонов. С этих самолетов возможно применение блоков 70-мм НАР — 7-зарядных LAU-32A и 19-зарядных LAU-61A, а также контейнеров с 7,62-мм и 12,7-мм пулеметами. Доработке подверглось и бортовое оборудование — допотопные устройства отображения информации от РЛС БО заменены новыми, созданными на основе ноутбуков.

Гражданские «Мохауки»

Начиная с 70-х гг. «Мохауки» довольно активно привлекались к выполнению разнообразных задач в интересах гражданских ведомств. В частности, практически ежегодно экипажи этих самолетов вели разведку очагов лесных пожаров в западных штатах. Более экзотическим применением «Мохауков» в интересах Лесной службы США (US Forest Service — USFS) стал контроль степени распространения заболеваний деревьев. В 1980 г. экипажи OV-1 Национальной гвардии Орегона осуществляли мониторинг извержения вулкана СантаХелена на юго-западе штата Вашингтон. Радары и ИК станции «Мохауков» часто оказывались необходимыми при поисково-спасательных операциях, проводимых совместно с Береговой охраной, Гражданским воздушным патрулем и местными властями.

В начале 70-х гг. Армия «одолжила» один OV-1В Географической службе (US Geological Survey — USGS). Первоначально самолет использовали для картографирования джунглей Панамы, а в 1974 г. перебросили на Аляску. Здесь с его помощью исследовали трассу будущего Трансаляскинского нефтепровода, а также паковые льды в море Бофорта. Эта миссия потребовала доработки РЛС, а также оснащения самолета аварийным шасси для посадки на воду — надувными баллонетами в подкрыльевых контейнерах. Интересно, что «Мохаук» в этих миссиях пилотировал женский экипаж, как балагурили аляскинские пилоты — «парочка бабушек — бывших секретарш, списанных по возрасту из приемных начальства». В 1975 г. этот самолет вернули военным, и в дальнейшем он использовался в опытных целях в Военно-морском авиационном испытательном центре в Патаксент Ривер (шт. Мэриленд).

Регистрационные номера OV-1
Номера Количество Модификация Период сдачи заказчику
57-6463 – 57-6467 5 YAO-1 май-сентябрь 1959
57-6538 – 57-6541 4 YAO-1 октябрь-ноябрь 1959
59-2603 – 59-2620 18 АО-1А февраль-ноябрь 1960
59-2621 – 59-2637 17 АО-1В сентябрь 1960 – январь 1961
60-3720 – 60-3744 25 АО-1А февраль-август 1961
60-3745 – 60-3761 17 АО-1С август-декабрь 1961
61-2675 – 61-2728 54 АО-1С декабрь 1961 – октябрь 1962
62-5849 – 62-5858 10 OV-1C ноябрь-декабрь 1962
62-5859 – 62-5906 48 OV-1В январь 1963 – март 1964
63-13114 – 63-13134 21 OV-1А апрель 1964 – февраль 1965
64-14238 – 64-14273 36 OV-1В февраль 1965 – май 1966
66-18881 – 66-18896 16 OV-1C июль-декабрь 1967
67-18897 – 67-18932 36 OV-1C январь-декабрь 1968
68-15930 – 68-15965 36 OV-1C октябрь 1968 – декабрь 1969
68-16990 – 68-16996 7 OV-1D сентябрь-декабрь 1969
69-16997 – 69-17026 30 OV-1D январь-декабрь 1970

Почти одновременно с USGS арендовало OV-1С другое федеральное ведомство — Агентство по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency — EPA). Дооборудованный самолет применялся ЕРА для контроля радиационной обстановки в районах размещения предприятий атомной промышленности, а в 1976 г. его вернули Армии. Несколько «Мохауков» для различных испытаний использовало NASA.

В 1971 г. четыре OV-1С передали Таможенной службе. Эти самолеты получили инфракрасные детекторы FLIR на турели под удлиненной носовой частью фюзеляжа и использовались для отслеживания наркоторговцев. Служба была по-настоящему боевой — нередко самолеты привозили пробоины от бандитских выстрелов. Поднимался даже вопрос о вооружении таможенных «Мохауков» пулеметами, но, в конце концов, решили не делать исключения из правил — в США летательные аппараты правоохранительных органов не могут нести вооружения, кроме личного оружия экипажа. Четверка OV-1С верой и правдой дослужила до 1986 г.

Около десятка «Мохауков» в разное время попали в руки частных владельцев. Необычный внешний вид OV-1 привлек внимание кинопродюсеров, и самолет снимался в различных сериалах — таких как, например, «Эйрвольф», — играя за «плохих парней».

Статья была опубликована вавгустовскомномере журнала «Наука и техника» за 2015 год

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy