Гигафабрика Tesla. Бурный рост Крайнего Севера

0 1

В Шеллефтео, в 200 километрах к югу от Северного полярного круга, с недавних пор царит атмосфера бурного роста: шведская компания Northvolt, производящая аккумуляторные батареи, претендует на лидирующие позиции в отрасли, открыв первую в Европе гигафабрику.

Northvolt заявляет, что его первые батареи будут генерировать около 30-40 кг выбросов углерода на кВтч, а к 2030 году они надеются снизить эту цифру до 10 кг/кВтч. К тому времени планируется, что половина сырья компании будет поступать с заводов по переработке аккумуляторов.

Гигафабрика Tesla. Бурный рост Крайнего Севера

«Я живу здесь уже 30 лет, и не помню, чтобы тут был такой позитивный настрой», — поделился Бенгт Иванссон, который еще в 2017 году, будучи главой Управления по развитию бизнеса муниципалитета, привлек компанию в этот город.

«Повсюду стоят строительные краны, земля подорожала, цены на жилье растут самыми быстрыми темпами в Швеции, сюда идет серьезный поток инвестиций».

«Около 100 лет назад здесь нашли золото, что привело к созданию Клондайка Шеллефтео. То же самое мы видим и сегодня».

На заснеженной территории уже построены четыре огромных прямоугольных здания, и компания собирается в ближайшее время начать монтаж и ввод в эксплуатацию аккумуляторных линий для первой фазы завода Northvolt Ett стоимостью 4 миллиарда долларов (2,9 миллиарда фунтов стерлингов). Планируется, что производство будет готово к запуску к концу следующего года.

На первом этапе мощностью 16 ГВтч гигафабрика будет ежегодно поставлять батареи в объеме, достаточном для питания почти 300.000 электромобилей. К 2024 году производительность удвоится, с потенциалом дальнейшего увеличения до 40 ГВтч.

Питер Карлссон, бывший руководитель Tesla, стоящий за этим амбициозным проектом, ожидает, что ближайшие годы будут еще труднее, чем этот, когда его команде удалось ввести в эксплуатацию свою первую линию по производтсву батарей в Northvolt Labs, ее научно-исследовательском центре недалеко от Стокгольма, в самый разгар глобальной пандемии.

«Впереди нас ждет несколько трудных лет», — усмехается он через экран из офиса, сидя в черной толстовке с капюшоном и логотипом компании.

«Одно дело создать линию и производственные мощности в Вестеросе, но площадка в Шеллефтео в пятьдесят раз больше, а ввод в эксплуатацию также будет включать запуск цепочки поставок ключевых компонентов сырья … так что на ближайшие 24 месяца работы у нас будет достаточно».

Для г-на Карлссона главная привлекательность Шеллефтео — это наличие большого количества дешевой гидроэлектроэнергии, что позволяет Northvolt как удовлетворить свои амбиции по производству самых экологически чистых автомобильных аккумуляторов, так и дать ей преимущество в стоимости энергии по сравнению с азиатскими конкурентами.

«В Шеллефтео у нас есть преимущество по энергии, у нас есть много места, у нас есть опыт работы с сырьем, и у нас есть регион, который очень, очень хочет, чтобы у нас все получилось», — сказал он.

Гигафабрика Tesla. Бурный рост Крайнего Севера

Гигафабрики Tesla

Слово «гигафабрика» происходит от слова «гига» — единицы измерения, представляющей миллиарды — такая единица лучше всего подчеркивает амбиции Tesla. Для производства автомобилей компании требуется активизировать значительную часть существующего в мире производства аккумуляторов.

Берлинская гигафабрика Tesla станет четвертым по счету таким объектом компании.

Все началось с Гигафабрики-1 в Рино, штат Невада, в июне 2014 года. Два года спустя здесь началось производство аккумуляторных батарей для электромобилей и систем хранения энергии. К середине 2018 года 3.000 сотрудников на заводе площадью почти 500 тыс кв.м. производили аккумуляторы с суммарным накоплением энергии 20 гигаватт-часов в год.

Tesla хвасталась, что это самый крупный аккумуляторный завод в мире, и что Гигафабрика-1 произвела больше аккумуляторов, чем все другие автопроизводители вместе взятые. Это впечатляющее достижение, учитывая, что компания заявляет, что Гигафабрика-1 не завершена даже на 50%.

Гигафабрика-2 — это предприятие площадью 1,2 млн. кв.м в Буффало, штат Нью-Йорк, действующее в партнерстве с Panasonic для сборки фотоэлементов. Оно было учреждено после приобретения Tesla компании SolarCity, работающей в сфере экологически чистой энергии,с целью обеспечить бизнес этой компании. Однако, как сообщается, теперь большая часть ее продукции продается конкурентам SolarCity.

Гигафабрика-3 находится в Шанхае, завод будет производить как аккумуляторные блоки, так и автомобили Tesla с теоретической максимальной производительностью 250 000 автомобилей в год. Производство Model 3 уже началось, а поставки автомобилей с завода китайским покупателям были запущены в конце 2019 года.

Согласно оценкам, типичный автомобильный аккумулятор, производимый сегодня в Азии на ископаемом топливе, генерирует более 170 кг/кВтч (выбросов).

Это возможно исключительно благодаря тому, что завод будет работать почти на 100% электроэнергии, не связанной с использованием ископаемого топлива. Большая часть электроэнергии вырабатывается из реки Шеллефтеэльвен, протекающей менее чем в полутора километрах от завода.

Требования к электроэнергии колоссальные. По оценкам Northvolt, для производства аккумулятора емкостью 1 ГВтч требуется 80 ГВтч, то есть только для обеспечения 16 ГВтч в рамках первой очереди потребуется 1280 ГВтч электроэнергии. Это треть того, что в прошлом году местная электроэнергетическая компания произвела на своих ветряных электростанциях и гидроэлектростанциях. Муниципалитет взял на себя обязательство усилить местную энергосистему, чтобы она могла поставлять на завод 350 МВт электроэнергии.

Г-н Карлссон признает, что, если бы он не жил когда-то Калифорнии, пытаясь вернуть душевное равновесие после четырех лет в Tesla, которые он описывает как «американские горки», он, возможно, никогда бы не придумал столь смелую схему.

«Мне бы было гораздо труднее, если бы я был в Швеции, потому что, знаете ли, когда кто-то приходит и говорит: «Мне нужно 4 миллиарда долларов на строительство одной очень крутой фабрики», большинство людей, вероятно, просто рассмеются в лицо. Некоторые так и делали, на самом деле.»

Его команда быстро заткнула скептиков, получив 350 млн евро от Европейского инвестиционного банка в мае 2019 года, после чего в июне пришли инвестиции в размере 1 млрд долларов от Volkswagen, Goldman Sachs и четырех других инвесторов. Позднее, в сентябре, произошел запуск совместного с Volkswagen предприятия стоимостью 1 млрд долларов с целью построить второй завод в Германии.

В июле этого года компания привлекла еще 1,6 миллиарда долларов в долг и подписала с BMW контракт на поставку на 2 миллиарда долларов.

В сентябре этого года она привлекла еще 600 млн долларов от Baillie Gifford и других британских инвесторов.

«Участие в такой трансформации и возможность быть частью команды [основателя Telsa] Илона [Маска] дали определенную уверенность в том, что «есть человек, обладающий необходимым потенциалом», — сказал он.

Учитывая, что большая часть мирового опыта в области аккумуляторов приходится на Азию, коронавирус стал огромной проблемой, из-за которой было трудно привлечь поставщиков оборудования и экспертов по вводу в эксплуатацию при создании своей экспериментальной линии аккумуляторов в Вестеросе.

«Мы только инвестировали 200 миллионов евро, и вдруг появляется Covid», — вспоминает он. «В начале года мы не хотели, чтобы сюда приезжали люди из Азии, а затем, пару месяцев спустя, когда вирус распространился на Европу и был своевременно остановлен в Азии, уже они не захотели приезжать к нам. Так что у нас был тяжелый, тяжелый год: нам пришлось многе делать самостоятельно, вместо того, чтобы полагаться на экспертов, и это было настоящей головной болью».

По словам Тони Перссона, главы подразделения по производству аккумуляторов шведского производителя грузовиков Scania, первые результаты работы гигафабрики можно считать положительными. Г-н Перссон и его команда тестировали первые аккумуляторы Northvolt, готовясь начать работу на своей собственной сборочной линии аккумуляторных батарей, на которой будут использоваться аккумуляторные элементы Northvolt.

«На данном этапе все выглядит очень хорошо: они стабильны, для себя мы отметили множество плюсов», — сообщает он. «Мы им очень доверяем».

Он считает, что Northvolt Ett обеспечит Швеции место в авангарде разработки электромобилей в Европе.

«Это очень важный шаг для Швеции. При помощи Northvolt, Scania и Volvo мы станем самодостаточными в производстве коммерческих электромобилей, если не считать сырье», — отметил он. «Мы имеем дело с по-настоящему уникальой ситуацией с точки зрения компетентности и опыта».

Уже сейчас около 30% новых автомобилей, приобретенных в Швеции, являются электрическими — это самая высокая доля в Европейском Союзе, сразу после Норвегии и Исландии. Автомобильный торговый орган страны Bil Sweden стремится к тому, чтобы к концу десятилетия этот показатель увеличился до 80%. Европейские производители грузовиков во главе с Scania и Volvo на прошлой неделе взяли на себя обязательство отказаться от производства грузовиков на сгораемом топливе к 2040 году.

Гигафабрика Tesla. Бурный рост Крайнего Севера

Эмма Неренхейм, директор по окружающей среде Northvolt, берет свой компьютер в цех завода Вестерос, чтобы виртуально осмотреть линию по производству катодов, где тонкий лист алюминия покрывается никелем, кобальтом и марганцем. В этот момент линия не работает, что позволяет заглянуть внутрь установки.

«Посмотрите на наших астронавтов», — говорит она, указывая телефоном через экран в сторону герметичного помещения, где анодная и катодная фольга разрезаются на квадраты и укладываются в стопку. Здесь рабочие ходят с покрытыми головами, чтоб предотвратить выход влаги.

«Эти помещения должны оставаться сухими и чистыми, в них одновременно может находиться только определенное количество людей», — добавила она.

В Вестеросе менее половины сотрудников — коренные шведы, и требование к техническим навыкам, необходимым для современного производства аккумуляторов, означает, что в Шеллефтео ситуация будет похожей. Для мэра Шеллефтео Лоренца Бурмана это не проблема.

«Здесь, на севере Швеции, людей по умолчанию мало, поэтому почти всем новым сотрудникам придется откуда-то переехать в Шеллефтео», — сказал он, поясняя, что большую часть последни двух десятилетий город боролся с промышленной стагнацией и сокращением населения.

«Northvolt — крупнейший завод в истории Швеции, на нем будут работать 3.000 человек. Мы думаем, что в ближайшие десять лет он создаст еще 10.000 рабочих мест», — говорит он. Для их размещения город планирует в ближайшие пять лет построить 5.000 новых домов, и еще 5.000 — к 2030 году.

«Приближается новая эра», — говорит Бурман, — «и она наступит очень быстро».

The Telegraph

Купите Постерыдля дома, офиса, бара на сайте «Наука и техика» в подарок себе и близким.Недорогой сюрпризшефу, друзьям, клиентам и сотрудникам.

В наличииПлакаты бронетехники, набор постеровстрелкового оружия, боевой техники. Если вы неравнодушны к авиации, то вас, наверняка, заинтересуют постеры сбоевыми,транспортными или пассажирскими самолетами.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy