На рубеже XI-XII веков сведений о племенах тюрков, вторгнувшихся из глубин Азии в Анатолию (Малая Азия), не много. Большинство источников это Византийские летописи, в меньшей степени Персидские письменные источники.
История обретения власти Эртугрулом
Во многом история обретения власти над бейликом Эртугрулом состоит из легенд и сказаний записанных значительно позже его жизни. Первое, письменное упоминание о нем, дошедшее до наших дней – «Хроника дома Османов» начата уже в Османской Империи в 1476 году (через 200 лет после его смерти). Единственным же вещественным доказательством того, что он был как историческое лицо, а не как вымысел средневековых авторов, являются две монеты находящиеся в музее Топкапы. По одной из монет стало известно имя его отца, деда Османа – Гюндюз Альп.
Большая часть легенд и сказаний сводится к тому, что Эртугрул не был именитым человеком и происходил из воинов племени кайлы. Племя пришло в Анатолию из Средней Азии, спасаясь от набегов монголов. Благодаря личному мужеству, воинской смекалке и таланту полководца он возглавил небольшой самостоятельный отряд, численностью до 400 шатров.
Однажды он и возглавляемый им отряд оказался на месте сражения, между двух противоборствующих отрядов. Кем были воины, сражавшиеся друг с другом, он не знал. Приняв благородное решение он со своим отрядом вступил в бой за сторону, которая терпела поражение, заступившись за слабых. Благодаря чему победа досталась воинам султана Алаэдина Кей-Кубаба, бившимися с монголами.
В благодарность за этот поступок султан назначил ему удел — удж. Эртугрул присягнул на верность султану и дал обет защищать территорию от Византийской Империи, которая не прекращала попыток восстановить утраченные территории.
Первоначальный размер удела неизвестен, находился он недалеко от Эскищехира и включал город Сёгют с прилегающими окрестностями, который позже станет первой столицей Османского султаната. Подробно об этом можно прочитать в книге доктора исторических наук и российского востоковеда Юрия Петросяна «Османская империя».
Что из себя представлял один из бейликов
Название этих образований происходит от слова бей, так как во главе стояли вожди носившие титулы созвучные с этим словом, например великий бей (улу-бей), бей, мелик, а также эмир и султан. Можно провести аналогии с отдельными княжествами Древней Руси, однако есть характерная особенность, основанная на племенном принципе организации бейлика.
По этой причине название бейлика связано не с местом его расположения, как например Рязанское, Смоленское, Московское княжество, а с именем основания династии, такие как Османогуллары, Дилмачогуллары, Саруханогуллары (оггулар с турецкого — сыновья). Более подробно об этом можно узнать в книге советского востоковеда-тюрколога Владимира Гордлевского «Государство Сельджукидов Малой Азии».
Укрепления власти и расширение территории бейлика Эртугрулом
Будучи исповедником ислама Эртугрул взял за основу своей доктрины борьбу с неверными. В то время как вожди прочих бейликов Малой Азии сражались друг с другом в стремлении увеличить свои территории, Эртугрул (а затем и его сын Осман) со своими воинами позиционировали себя как борцы за истинную веру.
Руководствуясь библейским Пятикнижием Моисея, которое вошло в основы ислама, он провел аналогию с Книгой Исход, призывая сплотить усилия воинствующих племен для овладения «землями обетования», наподобие древних евреев, которые получили в удел земли нечестивых народов, населявших до них Палестину. Эта религиозная составляющая позволила собрать дополнительные силы религиозно настроенных воинов, которые наряду с «солдатами удачи», желающими добычи, стали совершать набеги на богатые земли, населенные византийскими христианами под предводительством Эртугрула.
Во исполнении своих обязательств перед султаном Алаэдином Кей-Кубаба, его отряды захватили город Афьонкарахисар, переданный султану после его взятия. Информация об этом содержится в летописях византийских источников и у Сирийского летописца Ибн Назифа.
Основным же направлением расширения своей власти и влияния он видел земли Византийской Империи. Чему и научал своего сына Османа, будущего наследника и основателя Османского бейлика, ставшего позднее султанатом, именем которого была названа Османская Империя.
О нем, о наложницах, о султанах, о женах, про Османскую империю и многое другое будут написаны статьи. Так что, подписывайтесь на канал 😉
Умер Эртугрул в поздней старости, дожив, по некоторым источникам, до 93 лет. Его сын Осман I Гази стал основателем Османской династии и Империи, которая обрушила Византию и просуществовала более 600 лет, передав эстафету государственности Турции
История жизни Эртугрула очень напоминает историю «американской мечты» из глянца. Неизвестный парень, из глухой провинции, оказавшийся в нужном месте и нужное время сорвал джек–пот и стал прародителем династии величайших завоевателей и монархов Востока. Однако из песни (в нашем случае истории) слово не выкинешь.
Закончить хотелось бы цитатой исследователя истории Востока Колина Имбера:
«Понятно, что ни одна из теорий истоков Османской империи, старая или современная, не является бесспорной…»
Все статьи по теме: #мир истории_османская империя
Статья написана специально для канала «Мир истории», автор: Лочуков Денис
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
- Наш сайт: worldofhistory.ru — еще больше интересного и увлекательного