У нас такая вот ерунда есть — процентов 70 всех своих усилий на уроке учитель тратит на тех, кому предметные знания в жизни вообще не пригодятся. Можете спорить, но так это и есть. Те школьники, которые имеют способности к учебе и запросто могут достичь успехов, чаще всего обделены учительским вниманием.
Это, конечно, речь про самую обычную школу, не про какой-нибудь лицей, куда принимают по конкурсу, а про школу, куда ходят самые обычные дети.
И ведь, знаете, вся образовательная система у нас построена так, что "умные научатся сами, а не особо одаренным нужно помогать".
А представьте ситуацию, если бы всё было наоборот — если бы 70 процентов своего времени учитель тратил не на вон ту пятерку школьников, которые раньше научились материться и курить, нежели попадать попадать ложкой в рот, а вон на ту пятерку, которые имеют реальный интерес к изучению предмета.
А что с пятеркой отстающих делать? Ничего не делать. Если у них будет желание учиться, то пусть учатся, а если нет, то можно оставить их три раза на второй год, а потом выпустить со школы (как раньше).
Но куда их выпускать? Создать какие-нибудь обязательные школы с трудовым уклоном, которые нужно посещать до 16 лет. В этой школе не будут изучать неправильные глаголы и доказывать теорему о равносторонних треугольниках.
Мне кажется, нужно ориентироваться на интеллектуальный потенциал, за счет которого наша страна может выбраться оттуда, откуда выбраться не очень просто.
И вот этот пустой труд учителя выглядит как-то дико. Знаю, что многие учителя искренне расстраиваются, когда вместо помощи умному ученику, они проводят время с учеником, которого нужно натаскать на эту несчастную тройку на ЕГЭ, так как если будет двойка, то косо будут смотреть на учителя. А если будет две двойки, то уже будут смотреть не косо, а откровенно намекать на его непрофессиональность.
И школы (руководства школ) боятся попасть "рейтинг малоэффективных", так как в случае попадания жди проблем. Что самое интересное — малоэффективным школам не будут помогать методисты (да и вообще улучшать материальную базу), дабы повысить профессионализм учителей, а наоборот — будут устраивать проверки и строгий контроль. Плавали — знаем.
Когда читаешь в интернете жалобы родителей, что, мол, приходится нанимать своим детям репетиторов, чтобы те смогли поступить в приличные учебные заведения, то становится неудобно — они ведь действительно считают, что учитель мало занимается с их детьми. А учителю некогда заниматься — он тащит груз, который имеется в каждом классе. И за этот груз спрашивают рублем.
А еще нам любят ставить в пример различные лицеи, где дети добиваются успехов — выигрывают олимпиады и конкурсы. Оно, знаете ли, равносильно тому, как сравнивать урожайность бананов на Севере и в Танзании.
У меня есть класс, очень маленький, там у меня все хорошисты. Просто прелестно работать. А есть класс, где процент качества всего 20. Этот процент ощущается по запаху курева, периодичного перегара и абсолютно стеклянного взгляда. И сидят там те самые 20 процентов, которые хотят развиваться и получать знания. И жалко их, и деваться некуда — "нужно научить всех хотя бы на тройку, иначе образовательная услуга будет не оказана, а я зря получил деньги".
Это девиз сегодняшнего дня, между прочим.