Сразу после успешного старта первого искусственного спутника нашей планеты, Сергей Королев высказал мысль о необходимости создания морских судов, чья цель будет обеспечение телеметрии и даже управление космическими полетами. Идея упала на благодатную почву, поскольку практически полностью соответствовала замыслам министерства обороны о контроле за местами падения головок баллистических ракет разрабатываемых Советским Союзом.
Морские суда космического назначения
После успешных действий по контролю над полетами в космос, встал вопрос о формировании «Морского космического флота», который имел бы централизованный командный комплекс и работал в тесном контакте с наземными службами ЦУПа. Это и было осуществлено в 1963 году.
Однако вступление Советского Союза в лунную гонку требовало создание специализированных океанских кораблей космического предназначения — переоборудованные торговые суда явно устарели. В 1967 году на были построены 4 судна-измерителя, которые напрямую управлялись командным кораблем с мощным измерительным комплексом «Космонавт Владимир Комаров».
Вторая часть советской лунной программы потребовала введения в строй по-настоящему крупных морских измерительных комплексов и «Морской космический флот» в 1970-71 годах пополнился двумя флагманскими суднами «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». Позднее в его состав включили еще 4 крупных телеметрических судна, каждое из которых носило имя героев космоса. С 1979 года и до коллапса страны в морском космическом флоте числилось 11 кораблей.
Космонавт Юрий Гагарин
Одним из флагманов национального «Морского космического флота» был спущенный со стапелей в 1971 году «Космонавт Юрий Гагарин». За основу корабля был взят танкер проекта 1552, который был радикально изменен в соответствии с предстоящими целями конструктором Д. Г. Соколовым.
Внешние размеры корабля поражают воображение даже сейчас:
- длина 231,6 м,
- ширина 32 м,
- высота 15,4 м,
- 11 палуб и водоизмещение 45 000 тонн .
Полная мощность энергетической паротурбинной установки составляла 19 000 л. с., что позволяло развить максимальный ход в 18 узлов, при автономной дальности в 20 000 морских миль. Время расчетного автономного плавания составляло 130 суток. Экипаж корабля составляло 136 человек, состав экспедиции имел 212 ученых и работников ИТР.
Главной целью судна было осуществление телеметрической связи сразу с несколькими космическими аппаратами и ЦУП, причем при необходимости научный комплекс имел возможность взять управление спутниками на себя.
Для осуществления космической связи на «Космонавте Юрии Гагарине» были установлены 2 большие параболической формы антенны радиусом 50 м и массой 240 тонн, а также 2 антенны вдвое меньшего диаметра массой 180 тонн. Всего количество антенн на корабле 75 единиц.
Оригинально создатели подошли к вопросу устойчивости космической радиосвязи во время плавания при морском волнении. Для этого установили пассивный успокоитель, который позволял снизить качку на 7 градусов. При шторме в 7 баллов амплитуда раскачивания корабля составляла всего 3 градуса. Для того, чтобы связь не нарушалась во время дрейфа или швартовки были предусмотрены 2 носовых и 1 кормовой подруливающие рули, приводимые в движение электродвигателями.
Энергию корабль получал от собственных электростанций. Общая мощность 2 основных и 1 аварийной электростанций достигала 8000 кВт.
Для досуга экипажа и членов экспедиции имелся 2-х ярусный спортивный зал, а также кинолекционный зал. Библиотека корабля имела новейшую научную советскую и иностранную литературу, а также художественные и общественно-политические книги.
Всего с момента ввода в эксплуатацию в 1971 году и до 1991 года корабль совершил 20 экспедиций в Атлантику. Каждый из рейсов подтверждал его высокие мореходные и научные качества, так что он недаром считался гордостью морской службы космических исследований СССР. Однако распад Советского Союза резко изменил жизнь корабля. Научное судно был приписано к порту Одесса, а значит попало в распоряжение Украины.
Своего интереса к судну способному поддерживать связь с космосом у украинского флота не было, и судно просто стояло на приколе. К 1996 году состояние бывшего флагмана стало таково, что только немедленный капитальный ремонт мог его спасти. Однако было принято решение продать корабль на металлолом. Купить его согласилась австрийская фирма «Зюйд Меркур» по смехотворной для научного комплекса цене в 170 долларов за тонну.
В конце своего последнего пути судно, которое уже именовалось «АГАР» (часть названия просто закрасили), посадили на мель в крупнейшем кладбище кораблей в Аланге (Индия). После этого главный корабль космического флота СССР буквально за несколько дней разрезали на части и отправили в переплавку…