Страны НАТО демонстрируют все больше признаков слабости во внутренней политике и на международной арене. На этом фоне риторика и практические действия Москвы становятся жестче и жестче. Запад много лет отказывал России в равноправном диалоге, декларируя необходимость разговора с Кремлем «с позиций силы». Сегодня тенденции таковы, что с позиций силы разговаривать с Западом будет Россия.
Европейские страны одна за другой закрываются на повторный «локдаун» из-за второй волны пандемии коронавируса. По количеству смертей от COVID-19 145-миллионную Россию обогнала 67-миллионная Франция и уверенно нагоняют 66-миллионная Великобритания и 47-миллионная Испания. По коэффициенту распространения коронавируса на 100 тысяч жителей Россия отстает от большинства стран Европы.
По мере возвращения ограничительных мер в странах ЕС один за другим вспыхивают «антиковидные бунты». Особенно выделяется в этом отношении якобы образцовая Германия, которая весной пыталась создать «историю успеха» дисциплинированных немцев, медицина которых лучше всех в Европе справилась с пандемией.
Теперь немцы устраивают самые многочисленные протестные акции из-за возвращения карантинных мер. Однажды даже пытались штурмовать бундестаг.
Однако все проблемы Старого Света меркнут на фоне того, что происходит сейчас в США.
Пандемия в Соединенных Штатах вышла на качественно иной, чем во всем остальном мире, уровень. Вторая волна коронавируса в США была еще летом, нынешний всплеск — четвертый по счету, если не пятый. В день регистрируется по 166 тысяч случаев COVID-19, ежесуточный прирост заболевших — более 50%.
По количеству смертей от COVID-19 США тоже неоспоримый мировой лидер. Умерших от коронавируса там почти вдвое больше, чем в идущей следом Индии (население США — 330 миллионов, Индии — 1,3 миллиарда человек), не говоря уже о полуторамиллиардном Китае, где распространение вируса практически остановлено. Это к вопросам об «американской исключительности» и превосходстве «просвещенной» Европы над «варварской» Азией.
Всемирная пандемия 2020 года показала, что претензии Запада на цивилизационное лидерство более не адекватны действительности.
При этом и планы сохранить добывавшееся 500 лет силой оружия мировое господство выглядят все более неадекватно. Во-первых, у России и Китая сейчас есть новейшие вооружения, которых нет на вооружении армий стран НАТО. Во-вторых, источник силового господства современного Запада — Соединенные Штаты, а в них санитарно-эпидемиологический хаос сопровождается политическим бардаком.
Дональд Трамп отказался передавать Белый дом Джо Байдену и назвал президентские выборы 3 ноября сфальсифицированными. Сторонники Трампа выходят на митинги в поддержку своего кандидата и делятся в социальных сетях подтверждениями его слов о фальсификациях. Дело идет к тому, что в президенты США все-таки пропихнут физически и умственно недееспособного Байдена, который в глазах половины Америки будет нелегитимным, а «священная» американская демократия — оскверненной.
Все эти обстоятельства позволяют по-новому посмотреть на будущее отношений Запада и России.
Москва словом и делом дает понять, что баланс сил в мире меняется, и ведет себя в отношениях с «западными партнерами» все более жестко.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров накануне президентских выборов в США заявил, что со стороны Москвы жестов доброй воли в адрес европейцев не будет.
«Игры в одни ворота мы не допустим. Односторонних жестов “доброй воли” с нашей стороны не будет. Рассчитываем, что рациональный подход, просто здравый смысл в брюссельских структурах и столицах стран-членов все-таки возьмут верх», — прокомментировал Лавров заявления, что Россия должна «заслужить право иметь нормальные отношения с ЕС, изменив свое поведение».
Кстати, совершенно неадекватные заявления, поскольку Европа раз за разом обнаруживает свою слабость и раз за разом первой просит разговора с Москвой, когда ей приспичит. Яркий пример — августовские созвоны с Владимиром Путиным по поводу кризиса в Беларуси.
После выборов в США (итоги которых Россия до сих пор не признала) Москва ввела санкции против Франции и Германии в ответ на их антироссийские санкции по «делу Навального». Параллельно с этим усиливается критика Москвой главных стран Евросоюза из-за их неспособности быть гарантами Минских соглашений.
Германия и Франция, неспособные принудить Киев к исполнению взятых на себя обязательств, все громче называются виновниками отсутствия прогресса в Донбассе наравне с самим Киевом.
В России постепенно становится доминирующей точка зрения, что по решению всех вопросов, связанных с Украиной, нужно работать вовсе без привлечения Запада.
Прецедент уже создан, и не один. Летом Кремль не пустил США и ЕС в белорусский кризис, благодаря чему Беларусь не стала «второй Украиной». Некоторые европейские политики, между прочим, публично радовались этому обстоятельству. При этом они же по инерции лезли в Минск поддерживать там «народный протест» и выступать посредниками в переговорах власти и оппозиции. Быть «гарантами» их соглашений, как некогда в Киеве.
Под конец года Москва фактически выгнала Запад из процесса Нагорно-Карабахского урегулирования, в котором Запад присутствовал четверть века на том простом основании, что он — Запад. Новые договоренности между главами Армении и Азербайджана были заключены при участии одного Владимира Путина, «минская четверка» гарантов Нагорно-Карабахского урегулирования с участием США и Франции перестала существовать.
Западные страны сейчас находятся в состоянии СССР периода поздней перестройки: при их обилии внутренних трудностей с ними не имеет смысла договариваться, а с их стороны абсурдно куда-то лезть и заниматься чужими проблемами.
Со своими пускай сперва разберутся. Тогда, может быть, заслужат право вести диалог с Россией.
Александр Носович