Если отталкиваться от того, что видеоигры – это искусство, то тогда нужно соглашаться и с тем, что искусство не бывает простым для понимания. Некоторые вещи могут вызвать двоякую реакцию у публики, не говоря уже о том, что тому, кто этим самым искусством занимается, желательно не помереть с голоду, поэтому деньги он также должен зарабатывать, что, опять же, накладывает дополнительный отпечаток. Поэтому некоторые игровые сериалы, имеющие свои армии поклонников, иногда принимаются этих самых поклонников удивлять: одних – приятно, других – не очень. В итоге фанатское сообщество раскалывается на два лагеря, которые начинают войны друг с другом. И вот о десяти играх, которым удалось это лучше всего, мы сейчас и расскажем.
DOOM 3.
Сейчас, спустя годы, третью часть DOOM принято считать классикой, а тогда в 2004-м, игра вызвала горячие споры, проклятья и признания в любви. Дело оказалось в том, что франшиза, ранее известная как кровавый и динамичный шутер, превратилась в размеренный и очень тёмный ужастик. Разработчики определённо хотели напугать игроков, ибо по умолчанию, с активированным фонариком герой не мог стрелять. Или вы светите, или стреляете: всё ради того, чтобы напугать игравших. Также экшен отметился дуэльными боями. Мест, где можно было воевать против толпы врагов, практически не было. Как правило, перед вами из ниоткуда возникал вражина, с которым приходилось какое-то время повозиться. Фанаты в итоге разделились на два лагеря: одни настаивали на том, что это необходимая эволюция, что в игре шикарная графика и что настоящий DOOM должен быть именно таким, а другие совали своим оппонентам под нос первые две части, заявляя, что нехорошие разработчики всё испортили.
Fallout 3.
Когда каноничный Fallout превратили в The Elder Scrolls с пушками, фанаты разделились надвое: одни, те кто помоложе и попрогрессивнее, приняли реинкарнацию этой франшизы крайне оптимистично. Другие, те кто постарше и поконсервативнее, до сих демонстративно бойкотируют всё, что связано с Fallout от Bethesda. И у тех и у других были, есть и будут свои аргументы. Воспринявшие перемены позитивно настаивали на следующих фактах: новый Fallout стал красивее и более детализирован. Вид от первого лица является наиболее интуитивным, а плоская изометрика с высоты птичьего полёта – устаревший формат, тем более что разработчики из Black Isle Studios изначально хотели делать игру с видом от первого лица, но не решились. Им возражали из другого лагеря, заявляя, что после мутации Fallout оказуалился и отупел. Диалоги стали примитивнее, сюжет – примитивнее, нелинейности стало неприлично мало. Что до графики, то по-настоящему красивой она не стала, и в итоге Fallout 3 начал устаревать гораздо быстрее, чем его изометрический предшественник.
The Last Of Us Part II.
После более чем шести лет разработки, Naughty Dog умудрилась выпустить, красивую, технологичную и детализированную игру, которая, впрочем, несмотря на все свои, казалось бы, неоспоримые достоинства, стала одной из самых обсуждаемых игр современности, и обсуждаемых, конечно, не только с хорошей стороны. Фанаты этой истории разделились строго пополам: одни поддерживали разработчиков, а другие напротив, угрожали им всеми земными карами. Причина оказалась не только в том, что игра стала политическим лозунгом, проталкивающим известные ценности, но и банально заменила одного главного героя на другого, причём, замена прошла предельно болезненно, жестоко и где-то даже бессмысленно. И вот, теперь с одной стороны фанаты благодарят разработчиков за то, что те подарили им незабываемые эмоции, расшевелив уютное сознание многих, а другие считают, что вторая часть просто сломала всё, и исправить всё может только сюжетный ремейк.
Grand Theft Auto IV.
Сейчас, когда для многих до GTA 5 не было видеоигр в принципе, не все помнят, или даже знают, что GTA 4 оказалась неоднозначной, спорной игрой, которая также разбила фанатский коллектив на две части. Так случилось, потому что игра отошла от мультяшной атмосферы и такой же картинки, став более серьёзной, игрой с оттенком трагичности. В то время как предыдущая часть была почти юмористическим аттракционом, эдаким Не Грози Южному Централу, Попивая Сок у Себя в Квартале, но с возможностью управлять процессом, продолжение, о сербском солдате Нико Беллике, оценили не все. В Rockstar принялись копать глубже, показав публике гнилое нутро пресловутой американской мечты, начисто отказавшись от реактивных ранцев, инопланетян и весёлых ограблений казино. В итоге у геймеров случилось явление, известное как «лудонарративный диссонанс», то есть конфликт между сюжетом видеоигры и игровым процессом, от которого многие не отошли до сих пор.
Red Faction Guerrilla.
Когда в 2001-м году вышел самый первый Red Faction, эта игра казалась идеальным шутером, который по своей атмосфере, технологии и механикам являл собой самое что ни на есть прогрессивное будущее. Он обещал затмить сам Unreal и Doom – настолько там всё было круто. В основном так было из-за умопомрачительной на тот момент технологии интерактивного окружения, позволявшей разбивать стёкла, ломать стены, уничтожать укрытия, за которыми засели враги, и вообще дырявить выстрелами почти все поверхности, в том числе прокладывая себе коридоры там, где было нужно. И всё это в антиутопической атмосфере колонизированного Марса с шахтёрскими бунтами и нехорошими корпорациями. Очень похоже на кинофильм Вспомнить Всё. Но затем пришёл черёд Red Faction Guerrilla – игры, которая отказалась от прежних завоеваний, посягнув на завоевания новые. Вместо того чтобы довести до абсолюта технологию разрушения, разработчики переделали всё на вид от третьего лица, насытив игру юмором и сделав её более масштабной, превратив в подобие GTA. Оценили это не все. Как и в других случаях, мнения разошлись: кому-то была милее классика, а кто-то настаивал на том, что старое себя изжило, и к нему возврата нет.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain.
Тут даже непонятно с чего начать, поскольку причин для фанатского раскола оказалась сразу пять. Во-первых, в игре случился отказ от легендарного Дэвида Хейтера в пользу почти ничего не говорящего Кифера Сазерленда. Во-вторых, игру раскручивали при помощи маркетинговой уловки, ибо то самое падение Большого Босса оказалось ложью. В-третьих, серия мощно так перешла в мистический сюрреализм. Над Кодзимой уже довлел дух Death Stranding, поэтому тут у него тоже получились правдоподобные демонические силы, которые, нужно сказать, плохо сказались на связанности сюжета. В-четвёртых, последний сюжетный трюк, связанный с Большим Боссом, которым на самом деле оказался совсем не тот, о ком мы думали, просто сломал всё, что происходило со Снейком ранее. Ну и, в-пятых, не все изначально были согласны с тем, что миру нужна ещё одна Metal Gear Solid, после мучительного и сложного финала четвёртой части. Но в то же время получился неплохой экшен с кучей всяких интересных механик, который из-за своей неканоничности, оттолкнул многих поклонников. Именно после этого Konami рассталась с Кодзимой.
Total War: Warhammer.
Одним из главных достоинств сериала Тотальной Войны была историчность. Не такая историчность как в Civilization, а почти настоящая: с привязкой к реальным эпохам, с цитатами великих, с развитием технологий, историческими особенностями разных периодов разных частей света и прочим. Именно поэтому Total War считалась игрой, как бы для взрослых – уважаемой игрой, после которой люди идут и читают настоящие исторические книги, вплоть до научных. Ну, а тут вдруг, фэнтези. Да, мрачное, да, имеющее мощную литературную основу, но всё же фэнтези. Это как в какую-нибудь Europa Universalis взять и добавить инопланетян. Может быть необычно и занятно, но слишком несерьёзно. Вот и тут превращение сложной театральной постановки в цирк, оценили не все. А разработчики, словно подталкивая игру к впадению в детство, ещё и сюжетные кампании сделали максимально линейными, а экономику – примитивной. Тем не менее, ставка сыграла: новшество оценили. Сыграть за сказочных существ, типа вампиров или зеленокожих – это вам не надоевшие мушкетёры, стрельцы, самураи или легионеры – это уже что-то особенное. Однако столь резкая перемена не могла пройти незаметно, и внушительная часть геймерского сообщества отвалилась, не признав Warhammer за свою.
Resident Evil 7.
И ещё одна игра, которая, при всём таланте создателей, и собственной красоте, оказалась воспринята в штыки внушительной частью фанатского сообщества. Собственно говоря, дело оказалось в том, что новую Обитель Зла превратили в нечто типа Outlast чисто по геймплею, убрав почти полностью фирменную механику с головоломками, и добавили вид от первого лица. В итоге получилась какая-то совершенно новая игра, которая могла бы понравиться всем, если бы её назвали как-нибудь иначе, сделав, в крайнем случае, ответвлением от основной франшизы. Но, нет – её объявили официальным продолжением, снабдив цифрой 7 в названии, заявив, что возврата к прошлому не будет. Конечно, те, кому хотелось бы как раньше – могут сыграть в ремейки, но они рано или поздно закончатся, а бренд останется, и, судя по тому, что мы видели в новой Resident Evil – вид от первого лица решили сохранить. В то же время, из другого лагеря, сообщали, что никогда ранее им не было так страшно, что никогда ранее игра не была так красива, и что если бы прогресса не было совсем, то Capcom до сих пор придерживалась бы той самой классической статичной камеры, которую к счастью убрали из ремейка.
Assassins Creed: Origins.
В принципе, Истоки стали отправной точкой для раскола фанатской армии. В ней были брожения и раньше, когда Assassins Creed лихорадило, то в одну, то в другую сторону, но с выходом, так сказать, идейной перезагрузки, раскол оформился окончательно: часть старых поклонников не признала новую игру, и многие из них так и не сыграли ни в одну из частей новой трилогии. Возмущение возмущённых понятно: во вселенной на полных правах появилась магия и мистика, фракционные битвы, паркур со стелсом отодвинули на задний план, убрали скрытый клинок, вернув его частично лишь в Вальгалле, ввели обязывающую систему гринда и сделали ещё много чего, от чего отказались некоторые старые поклонники. Но на пустое место тут же пришли новые – молодые, которые не играли в классику, или играли, но им не понравилось, и которые приветствовали изменения, также заявив о естественной эволюции, и что вечно делать игры про тамплиеров и прыжки по крышам – нельзя.
Diablo 3.
Ну, а завершим мы третьей частью Дьяблоиады, которую также отвергли многие фанаты вселенной. Причин для этого оказалось множество, но главными были три: добавление внутриигрового магазина, что отразилось на геймплее, примитивные и неинтересные прокачки и умения, а также переделка боевой механики в сторону зрелищности и экшена. В итоге, по мнению критиков, игра полностью потеряла старую фирменную атмосферу зловещей таинственности, превратившись в очередную MMORPG, которым несть числа. В ответ на это из другого лагеря возражали, поясняя, что зато теперь в ней есть отличная сетевая поддержка, гораздо больше контента и перспективы многолетнего развития. В Blizzard, видимо, остались довольны последней Diablo, поскольку новая часть, очень похоже выглядит и играется, видимо, практически точно также. Хотя, возможно, просто новые творцы элементарно не могут сделать так, как делали старые мастера.