Последнее преимущество России – авиационные двигатели, считают эксперты.
Королевский институт объединённых служб (RUSI) выпустил доклад со сравнительным анализом прогресса в российском и китайском авиастроении. Британские аналитики считают, что уже сегодня Китай может предложить более совершенные радары, авиационное оружие и «стелс»-технологии. В свою очередь, российские авиастроители сохраняют лидерство в двигателестроении.
Догнать и перегнать
Умение китайских конструкторов перенимать чужой опыт давно стало «визитной карточкой» оборонной промышленности КНР. Но в некоторых областях сложно «подсмотреть» отдельные элементы. Именно поэтому значительная часть парка самолётов ВВС НОАК представлены российскими истребителями, и самолётами, произведёнными по лицензии – Су-27, Су-30, Су-35. Но британские эксперты считают, что китайские модификации копий российских самолётов постепенно перерастают свои прообразы.
Автор доклада RUSI Джастин Бронк отмечает, что в России и Китае Су-27 является отправной точкой для дальнейших модернизаций, и создания новых самолётов. Тем не менее, темпы введения в эксплуатацию новых образцов выше в Китае, считает Бронк. Так, ВКС и Морская авиация ВМФ России располагают парком в 137 Су-27 различных модификаций (по состоянию на 2017 год), а в Китае с 1998 года было построено более 250 истребителей J-11BBS – изначально, лицензионной копии Су-27.
«Китай начал формировать научно-техническое лидерство над Россией в большинстве аспектов развития боевых самолётов. Более того, российская промышленность вряд ли сможет вернуть себе утраченные ранее конкурентные преимущества из-за глубоких структурных, производственных, и бюджетных недостатков», — отметил Джастин Бронк.
Говоря о техническом превосходстве, в RUSI отмечают характеристики истребителя J-11D, который получил АФАР-радар, и планер с широким применением композитных материалов. Это позволит китайскому истребителю «превосходить самую передовую итерацию Су-27 – Су-35», пишут авторы доклада.
Стоит отметить, что ПФАР-радар «Ирбис», устанавливаемый на Су-35, может обнаружить воздушные цели на расстоянии до 400 км, и сопровождать до 30 целей одновременно. Кроме того, считается, что J-11D использует китайский двигатель Shenyang WS-10A, характеристики которого уступают модели АЛ-41Ф1С на Су-35. К примеру, в 2018 году китайские СМИ объявили конструкторам удалось повысить ресурс WS-10A до 1500 часов – против 4000 часов у двигателей Су-35. Как минимум, по этим пунктам заявления о превосходстве J-11D над Су-35 пока можно считать преждевременными.
Невидимое превосходство
«Досталось» от британских аналитиков и МиГ-29 – в докладе RUSI отмечается, что китайские Chengdu J-10 «значительно более гибкие и эффективные – по сравнению со стареющими МиГ-2935». Так, версия J-10B получила БРЛС с АФАР и оптико-локационную станцию переднего обзора, а в перспективном истребителе J-10C планируют достичь уменьшенной радиолокационной заметности. Стоит отметить, что в проектировании J-10 участвовали специалисты ОКБ МиГ и ЦАГИ, а серийные версии самолёта используют российские двигатели.
По мнению британцев, главный отрыв китайских технологий случится в самолётах пятого поколения. «Семейство J-20 будет выпускаться сотнями в течение ближайшего десятилетия, представляя собой главную существующую воздушную угрозу для западных самолётов в воздухе», — пишут авторы доклада. Они также отмечают, что Су-57 «ещё не стал фронтовой системой», и не имеет «конструктивных особенностей, необходимых для истинной малозаметности».
Ещё одним доказательством превосходства китайских технологий в RUSI считают истребитель J-16, который «оснащён радаром с АФАР, планером с широким применением композитных материалов для снижения веса, полностью цифровой кабиной для экипажа, совместимостью с полным спектром высокоточных боеприпасов, и новым прицельным контейнером YINGS-III сопоставимым с американской системой Lockheed Martin Sniper XR»
Авторы доклада высказывают предположение, что уже в 2020-х годах Россия может даже импортировать китайские технологии в сфере ракетного вооружения и радаров. Для этого, считают эксперты RUSI, достаточно преодолеть «глубоко укоренившуюся российскую гордость и привязанность к своей суверенной аэрокосмической промышленности». К этому российскую сторону могут подтолкнуть «новые поколения западных программ развития боевой авиации».
Иначе говоря, британцы прогнозируют смену ролей, при которой российская авиация будет зависима от лицензионного производства китайских разработок. Учитывая темпы, с которыми китайская промышленность сокращает научно-техническое отставание, нельзя исключать вероятность такой ситуации.