Если вы читаете новости, то уже в курсе, как игроки приняли ремейк некогда популярного шутера XIII. Во время прохождения я старался быть максимально непредвзятым и давал игре новые и новые шансы проявить себя. Однако к финальным титрам всё окончательно стало на свои места: разработчики решили накормить фанатов одной лишь ностальгией, за которой нет вообще ничего. Ремейк XIII — преступно плохая игра, что пытается продать себя исключительно именем и былыми заслугами.
Бей, стреляй, скучай
Я проходил оригинальную игру ещё в момент релиза и был весьма впечатлён. Однако за 17 лет воспоминания выветрились почти полностью, оставив в памяти лишь необычную внешность. Поэтому первый запуск ремейка действительно вышибает скупую ностальгическую слезу.
Приём cell-shading, превращающий игровую графику в интерактивные рисунки, по меркам 2003 года считался весьма новаторским. Наш герой бегает с оружием наперевес словно по страницам комикса: особо эффектно поверженные враги высвечиваются в маленьком окошке, речь персонажей отображается во всплывающих пузырях, да и всё окружение выглядит мультяшным.
Именно стиль стал визитной карточкой и самой сильной стороной игры, очаровав игроков и критиков. Благодаря ему XIII прощали многие другие прегрешения: монотонный геймплей; пусть и разнообразные, но скучные и кишкообразные локации; устаревшую графику, которая всё-таки была видна даже за эффектной картинкой.
Сюжет игры вызвал немало споров: кто-то называл его интересной шпионской историей, а кто-то — немыслимым бредом. Освежив воспоминания, я всё же назвал бы его интригующим. Именно история потерявшего память агента была одной из тех хрупких веточек, что помогла мне продержаться до финала, несмотря на прерывистую манеру повествования, из-за которой отдельные сюжетные катсцены кажутся случайно вырезанными или утерянными. По сравнения с остальными аспектами игры это не такое уж серьёзное пригрешение.
Конечно же, в первую очередь от ремейка мы ждём обновлённую графику. Она действительно стала лучше (ещё бы, 17 лет прошло), вот только все остальные механики так и остались на уровне начала века. Нам предлагают всё так же взять в руки оружие из внушительного арсенала (от метательного ножа до снайперского арбалета), прихватить что-нибудь из не прибитых гвоздями предметов (от швабры до пепельницы) и оценить тотальную унылость использования этого богатства в бою со скучными врагами.
А помнишь, помнишь? Я помню
Учитывая, что за последнее время мы получили множество весьма паршивых ремейков и ремастеров вроде Need For Speed: Hot Pursuit, Assassins Creed 3 или Mafia 2, создаётся ощущение, что власть над игровыми компаниями захватили ягоды-вспоминашки из «Южного Парка». Раз за разом игрока пытаются накормить блюдом, целиком состоящим из ностальгии.
Да, у игры отличный стиль, и 17 лет назад это было круто и необычно. Вот только за эти годы мы видели игры и в чёрно-белом исполнении (LImbo, The Saboteur), и в кислотном (Rage 2, Far Cry New Dawn), и в комиксном (The Wolf Among Us, Void Bastards). В Perception нам даже с видом от первого лица давали поиграть за слепого. Сегодня игрока уже не удивить простым сел-шейдингом. Издатель же делает томное лицо и произносит: «А помните, как новаторски это было в 2003 году? Помните? Мы помним».
Механика стрельбы ощущается тотально устаревшей. Убивать врагов попросту скучно. Всё оружие исполнено неинтересно, а на попадания враги практически не реагируют. AI не способен на большее, чем по очереди ломиться в уже заваленную трупами дверь, где поджидает разочарованный игрок. Иногда NPC вытворяют столь отчаянные глупости, что стыдно становится тебе самому. Как-то раз меня в комнате поджидала толпа уткнувшихся в стену врагов. Видимо, рассчитывали, что я ворвусь, проломив бетонную преграду. «А помните, что раньше стрелять было прикольно, а искусственный интеллект считали адекватным? Мы помним».
Однако скучная стрельба — не худшее, что есть в ремейке. Ведь иногда нам предлагают напрочь сломанные стелс и платформинг. Даже пройдя игру до конца, вряд ли можно понять, как именно они работают. Для пущего веселья нам, конечно же, предлагают уровни, целиком построенные на этих механиках. Ощущаются они настолько архаично, что уважающий игрока разработчик обязан их либо переработать, либо вырезать. «Но так ведь и в оригинале было, помните?» К сожалению, помним.
Вишенки на тортике — баги и оптимизация. На PS4 Slim недопустимо часто проседают FPS, а работающие через раз скрипты и вовсе делают XIII одной из самых забагованных игр в истории. Некоторые эпизоды, словно дементоры, высасывают из игрока жизненные силы. Так, на одном из последних уровней на секретной базе (который, естественно, нужно проходить «по стелсу»), у меня постоянно глючили двери. Ну, просто не открывались — и всё. Чтобы починить их, приходилось начинать заново весь уровень, а это минут 20 увлекательного геймплея. После одного босс-файта сюжет велит отнести потерявшего сознание человека в безопасное место, но у меня он просто… испарился. Что же делать? Всё верно, отправляться на начало локации.
Бесчисленное множество раз у меня ломался звук. Музыкальное сопровождение стихало, оружие переставало щёлкать (либо наоборот — заедало стук автоматной очереди), а голос Дэвида Духовны (David Duchovny), которым говорит протагонист, превращался в прерывистую непонятную кашу.
Короче, проще перечислить, что в игре всё-таки работает. Вытащить ситуацию из совсем уж полной безнадёги пытается тот самый стиль, но вскоре и он тонет в болоте недоработок.
С амнезией, но не Безымянный
С 2003 года XIII очевидно устарела по всем фронтам, и ремейк её совсем не освежил. Всё-таки мы говорим не про Planescape: Torment, которая стареет как дорогой коньяк. Obsidian и InXile могут выпустить ещё десяток навороченных изометрических RPG, а играть за Безымянного всё равно будет так же интересно, как и в 99-ом.
В мире, где есть игры с такой великолепной шутерной механикой, как в Doom или Destiny 2, место для XIII, увы, находится с трудом. Если в чём-то шпионский боевик и старается не отставать, так это в цене. В Steam игру продают за 999 рублей, а в PS Store — за 3759. Такова цена ностальгии.
***
В целом, складывается ощущение, что ремейк XIII был абсолютно никому не нужен. Издатель решил не тратить ни сил, ни бюджета. Разработчик (а это, похоже, первый самостоятельный проект студии PlayMagic) тоже не заморачивался. К моменту релиза игра была определённо не готова, но обе стороны вальяжно махнули на это рукой. «И так сойдёт»! Вот только не сошло. Ведь в текущем состоянии геймерам эта игра тоже не нужна, и патчи вряд ли кардинально изменят ситуацию. XIII уже провалилась, оставь надежду всяк сюда входящий.
Если оригинал родился в результате любви и изобретательности, то ремейк стоит назвать попросту бездушным. Играть в него — словно обгладывать безвкусную жвачку. Теоретически можно, но зачем? Неужели у вас в бэклоге нет более достойных проектов?
Слышали ли вы про оригинальную игру XIII? Да, слышал и даже проходил