Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

0 0

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

Наверное, вы уже видели мою недавнюю публикацию о том, как потрясающе выглядит сейчас столица ЯНАО и насколько она не похожа на десятки других городов на Севере (ссылку вы найдете в конце этого сюжета).

Салехард и правда очень сильно отличается от множества северных городов в положительную сторону. Вообще, удивительно, как ему удалось настолько преобразиться из серой тюремной мыши в приятную модную кокетку. В то время когда остальные мыши, пусть и не все тюремные, так и продолжают прозябать и носить обноски.

Я неспроста упомянул тюремную мышь, ведь Салехард (а до 1933 года Обдорск) традиционно был местом ссылки, как в царское, так и в советское время. А в сталинский период и вовсе стал одним из печально известных мест ГУЛАГа, в первую очередь, благодаря знаменитой 501-й стройке, на которой полегло огромное количество заключенных.

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

Свой первый «расцвет» Салехард получил как раз во времена ГУЛАГа, когда одновременно отсюда и из Надыма начали строить Трансполярную магистраль — один из наиболее одиозных, сложнореализуемых и бесчеловечных проектов товарища Сталина.

Сначала в регион привезли десятки тысяч заключенных, а затем для обеспечения стройки инженеров, технических специалистов, ну и, конечно же, многочисленную «армию» конвоиров и всех те, кто должен был контролировать зэков. Многие приехали с семьями.

И город быстро стал разрастаться. В основном, за счёт бараков и двухэтажных деревянных домов, которые тогда считались чуть ли не элитным жильём.

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

В советские времена, разумеется, строили пятиэтажные «хрущёки» и серые панельные коробки, как и везде в стране.

Вот только местный суровый климат довольно быстро придавал этим домам определенной «дизайнерой окраски», которой и щеголяют сегодня многие города Севера (именно поэтому я провёл параллель с серой убогой мышью)

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

Сейчас Салехард действительно невероятно преобразился, но в некоторых местах еще можно увидеть, каким он был еще каких-то 10 лет назад.

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

Множество жилых домов выглядели вот так, и эти дома были построены еще в сталинское время.

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

На окраинах города еще хватает этих печальных двухэтажных строений, побитых ветрами и снегами.

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

В них есть определённый колорит, а местные жители говорят, что многие их них они очень тёплые и удобные для жизни. Насчёт теплоты не сомневаюсь, иначе люди бы просто не выживали столько лет при зимних морозах, а вот насчёт комфорта есть большие сомнения…

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

Но старые дома здесь постепенно сносят, переселяя их жителей в современные яркие многоэтажки.

Увидел, как убого выглядел Салехард раньше, до того, как городом начали заниматься и сделали его красивым

Так выглядит частный сектор. Дома, по больше части, тоже старые, деревянные. Водитель, с которым мы ездили по Салехарду, говорил, что раньше полгорода выглядели именно так: многоэтажек было в разы меньше, чем сейчас.

Ну а в наше время Салехард совсем другой.

Кому интересно, я подробно показал, как он выглядит сейчас, и чем отличается от большинства северных городов России.

***

Это мой очередной репортаж из большого цикла о жизни людей на полуострове Ямал. Материала я привёз оттуда очень много, так что серия обещает быть более, чем интересной: быт, особенности городского устройства, цены, специфика жизни в Арктике, необычный транспорт и отдельный цикл о жизни и быте оленеводов в тундре.

Подписывайтесь и не пропустите новые публикации.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy