Почему эволюция почти остановилась на целый миллиард лет?

Древние животные отлично чувствовали себя без обильного кислорода? Как бы не так. Первые формы жизни возникли в древних океанах Земли примерно 3,6 миллиарда лет назад – а потом очень долго не случалось ничего.

Почему эволюция почти остановилась на целый миллиард лет?

Целый миллиард лет жизнь оставалась на уровне слизи. Неожиданно,550 миллионов лет назад, эволюция снова двинулась вперед (всем известный «кембрийский взрыв»). Так что же задерживало ее во время «скучного миллиардолетия»?

Геолог из Университета Тасмании Росс и его коллеги из Австралии, России, США и Канады провели анализ древних донных пород и нашли вероятный ответ – дело в дефиците кислорода и питательных веществ. «В ту эпоху уровень кислорода сократился и океаны теряли ингредиенты, необходимые живым существам для эволюции в более сложные формы», — рассказывает ученый.

«Мы осмотрели тысячи образцов пирита из древних океанов. Новая технология, разработанная в наших лабораториях, позволила измерить содержание редких элементов в пирите, что достаточно точно рассказывает о наличии кислорода и других питательных веществ.

«Изначально этот вопрос интересовал нас с геологической, а не с палеонтологической точки зрения: мы изучали процесс образования минералов, чтобы лучше находить новые месторождения. Проект этот еще с 1989 года финансирует государство и промышленные корпорации», — рассказывает Росс.

После первого «кислородного» взрыва содержание этого газа в атмосфере и гидросфере начало снижаться, а новый период роста наступил только 750-550 миллионов лет назад. По мнению ученых, именно возвращение кислорода было связано с существенным увеличением содержания металлических микроэлементов и запустило «кембрийский взрыв».

Исследование будет опубликовано в мартовском номере журнала Earth and Planetary Science Letters.

По материалам  Science in Public.

Источник: sci-dig.ru