«Переезд» или «Как хорошо, что хозяев расстреляли»

0 0

Переезд и новоселье — настоящий праздник, но есть одна картина, история которой бросает тень на этот процесс. Это полотно художника Лактионова с незамысловатым названием "Переезд в новую квартиру".

Это те кто написал донос на бывших жителей или честные труженики, которые получили квартиру? Давайте разберемся.

История у картины туманная и нет достоверной информации, что породило множество слухов и домыслов о потайном смысле произведения.

Одни утверждают, что новоселы — захватчики, которые написали донос и заняли квартиру, а бывшие владельцы, скорее всего, уже на пути в какой-нибудь исправительный лагерь на севере.

У этой теории есть основания, например утверждающая право поза хозяйки, которая заявляет: теперь это мой дом!

Но вспомним факты.

"Переезд" или "Как хорошо, что хозяев расстреляли""Переезд" или "Как хорошо, что хозяев расстреляли"

Что за дом?

Да, квартирный вопрос в Москве стоял остро и получить квартиру было крайне сложно. Простые люди ютились в подвалах, коммуналках и на чердаках.

Но на картине мы видим просторную квартиру с несколькими комнатами. В квартире высокие потолки, лепнина и смежные комнаты — эти три признака говорят о том, что квартира в дореволюционном доме.

"Переезд" или "Как хорошо, что хозяев расстреляли"

Безусловно уже были сталинки с высокими потолками и лепниной, но в них не часто встретишь проходные комнаты. Проходные комнаты характерны для домов построенных до революции.

О причинах почему позже в хрущевках специально делали проходные комнаты я расскажу в отдельной статье, будет интересно.

Но вызывает вопрос и отделка квартиры: чистые обои, идеальный паркет и двери говорят об обратном — о том, что это квартира в новом доме (или после масштабного ремонта).

Конечно отделка квартиры спорит с образом новой хозяйки и очевидно, что не она выбирала обои и паркет.

По внешнему виду понятно что хозяйка не может подобрать платок к юбке, а куда ей до такого искусного подбора обоев в каждой комнате и паркета из разных сортов дерева?

"Переезд" или "Как хорошо, что хозяев расстреляли"

Соответственно кто-то другой выбирал материалы для отделки и эти материалы подобраны с большим вкусом. Мое мнение, что квартира предназначалась для номенклатуры (класс чиновников в СССР). Но хозяйка в платке, а он говорит о "простом" происхождении героини.

Наверно художник хотел рассказать о "социальном лифте", мол простые люди живут в таких квартирах, но мы все знаем, что это миф. Простые люди еще долго будут ждать: сначала придет Хрущев и построит им тесные пятиэтажки, а потом Собянин объявит реновацию — этот процесс идет до сих пор. Вернемся к картине.

Портрет вождя

Сталин — неотъемлимый атрибут в пропаганде тех лет, кстати картина написана в 1952 году (в марте 53 года портрет потеряет актуальность, а позднее и вовсе будет развенчан культ личности).

Пионер с портретом вождя — это как раз элемент эпохи, такое новое московское мещанство (раньше самовар, баранки, чаепитие, а теперь вождь, теснота и доносы).

К 1952 году доносительство стихло (не как в 36-37), но еще применялось в борьбе с личными врагами. Поэтому версия "Хорошо, что хозяев расстреляли" имеет место.

Откуда эти люди

По скромному набору вещей можно решить, что люди на картине приехали из барака — вещей мало и с каким интересом (и восторгом) они разглядывают квартиру.

Но я считаю что это не так. Фикус растет только в хороших и стабильных условиях (на картине снизу), значит новоселы ранее жили в обогреваемом доме с большими окнами. Радиоприемник — это роскошь тех лет, значит новоселы с достатком, а музыкальный инструмент (мандолина) говорит об их веселом нраве.

"Переезд" или "Как хорошо, что хозяев расстреляли"

Такие "новые русские советские" образца 50-х годов: все при них.

У меня вызывает вопрос орден, который гордо носит хозяйка — наверно в нем и разгадка.

Перечитал несколько источников — самая распространенная версия, что это орден материнства или орден отличившегося работника. В любом случае ордена тогда просто так не давали — их надо было заслужить (и отдельную квартиру тоже).

Заключение

Мое заключение, что герои картины никакие не доносчики — они отличились и за труд получили орден, а впоследствии квартиру в номенклатурном доме. Поэтому отделка квартиры так диссонирует с образом новоселов.

Ничего страшного в сюжете не вижу, наоборот — все логично и просто, а как считаете вы?

Статьи по теме:

автор: Руслан Кирничанский

Я очень хочу, чтобы мои советы были полезны вам, а для того, чтобы быстрее всех получать новые статьи можно подписаться на мой канал "Дневник архитектора"

Вконтакте Facebook Youtube Instagram

По материалам: zen.yandex.ru

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy