Зачем в самолёте Ту-134 кабина с «стеклянным носом»?

0 6

С началом массового распространения бомбардировщиков с закрытыми кабинами начала развиваться практика выделения отдельного места для штурмана. Обычно это была прозрачная (остекленная) кабина в носовой части. Примерами могут служить боевые самолёты Второй мировой войны — американские Boeing В-17 Flying Fortress, Douglas А-20С, советские Ил-4, Пе-8, немецкие Dornier 217, Heinkel He 111

Прозрачные носы, да и в целом обилие иллюминаторов — характерная черта боевых самолётов того времени. Такая конструкция отвечала вполне конкретным задачам: необходимостью точного бомбометания, навигации, визуального контроля при посадке на грунт…

С военными самолётами всё понятно, но зачем прозрачная кабина штурмана на авиалайнере Ту-134, неужели в случае войны их массово планировали переделывать в бомбардировщики и штурмовики?

Зачем в самолёте Ту-134 кабина с "стеклянным носом"?Зачем в самолёте Ту-134 кабина с "стеклянным носом"?Зачем в самолёте Ту-134 кабина с "стеклянным носом"?

Всё дело в преемственности. Ту-134 является глубоко, но всё же переработанный версией Ту-124. А Ту-124 в свою очередь разрабатывался как уменьшенный Ту-104. А если говорить о первом советском реактивном пассажирском самолёте Ту-104, то первый полёт на нём был совершен 17 июня 1955 года…

В те годы навигационные системы были не столь совершенны и необходимость визуального контроля штурманом обстановки была абсолютно обоснованной практикой.

Интересный факт: прозрачные кабины штурмана устанавливались не только на выше упомянутых Ту-134, Ту-124 и Ту-104, но и на других гражданских самолётах: Ту-114, , Ан-10, Ан-12.

Зачем в самолёте Ту-134 кабина с "стеклянным носом"?Зачем в самолёте Ту-134 кабина с "стеклянным носом"?

В итоге подобная конструкция несколько «переросла» своё время, переходя от одной модели к другой. Глубокие переработки конструкции долгое время обходили «стеклянные кабины» стороной, но прогресс в конечном итоге оказался сильнее и на современных самолётах их нет.

Как и нет и выделенного штурмана. Его заменило современное навигационное оборудование.

Интересный факт: на самолётах Ту-134 поздних серий (Ту-134Б) от остекления отказались и самолёты выпускались уже с обыкновенным, пластиковым носовым обтекателем. За обтекателем скрывалась радиолокационная система «Гроза-134».

Забираться в кабину штурмана на Ту-134 приходиться гуськом, а вот внутри довольно просторно. Штурман восседает на вращающемся кресле, перед ним небольшой выдвижной столик, на котором между тем легко помещаются карты, газеты и поднос с горячим обедом.

Зачем в самолёте Ту-134 кабина с "стеклянным носом"?

Здесь же находится передвижной экран локатора, на котором видна подстилающая поверхность и облачность в радиусе до 220 км. С помощью радиолокатора оценивается метеообстановка, поэтому необходимость стеклянного носа для обхода гроз, всего лишь домыслы.

Наша редакция сходится во мнении, стеклянный нос именно на Ту-134 — в большей степени результат технологической преемственности самолётов, чем реальная практическая необходимость данного конструкторского решения.

Интересный факт: несмотря на то, что в США одними из первых стали строить ударные самолёты с прозрачной кабиной штурмана, на пассажирских авиалайнерах такая конструкция не применялась. Исключение, лишь довольно редкие пассажирские самолёты-амфибии.

Что ещё прочитать на нашем канале про авиацию?

VIP версия самолёта Як-40
Внутри экраноплана А-90 Орлёнок
Легендарный Ту-154 без пассажиров и пилотов

Ваш «лайк», подписка на канал или комментарий — ваш способ поддержать большую серию материалов о советской гражданской и военной авиации. Спасибо!

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy