Один 65 дней в океане без пресной воды: Как удалось выжить французскому врачу

0 0

19 октября 1952 года французский врач Ален Бомбар начал один из самых оригинальных экспериментов, он отправился на резиновой лодке от Канарских островов к берегам Америки. Маршрут был избран вне обычных морских трасс, так что рассчитывать на постороннюю помощь не приходилось. А еще у путника практически не было еды и воды, за исключением неприкосновенного запаса, но и его следовало сдать нетронутым в Новом свете.

Один 65 дней в океане без пресной воды: Как удалось выжить французскому врачу

В 1951 году врач-интерн Ален Бомбар работал в госпитале Булони и по своим профессиональным обязанностям довольно часто сталкивался с людьми потерпевшими кораблекрушение. Катастрофа происшедшая с рыболовным судном «Нотр-Дам-де-Пейраг» больше всего поразила 26-летнего медика. Траулер ночью напоролся на прибрежный мол и довольно быстро затонул. Утром из воды было извлечено 43 тела, причем все моряки были в спасательных жилетах.

Врач задумался, почему при кораблекрушениях погибает так много людей, причем 9 из 10 летальных исходов происходит в первые 3 дня. Это и является самым удивительным, ведь за 3 дня практически все люди не могут скончаться от голода или жажды. Вывод сделанный французским медиком был позднее опубликован в его книге «За бортом по своей воле» — людей погубило отчаяние. Утратив палубу корабля под ногами, и оказавшись подобием чаек качающихся на волнах, даже бывалые морские волки утрачивают мужество и умирают от страха.

Еще в студенческие годы Бомбар заинтересовался возможностью выживания в экстремальных условиях. Он читал рассказы потерпевших кораблекрушения и пришел к выводу, что эти люди смогли переступить через все физиологические нормы человека. Некоторые из выживших смогли продержаться около 50 дней, практически без еды и воды, в то время как спасательные экспедиции длятся 7-10 дней.

Долгие часы в читальных залах библиотек не прошли даром — Бомбар понял несколько важнейших пунктов:

  • Надувной спасательный плотик является средством, которое вполне достойно повышает шансы на итоговый благополучный исход
  • Для питания потерпевшим кораблекрушение вполне достаточно сырой рыбы и планктона, причем они же служат неплохим средством от цинги (коренные жители Крайнего Севера не болеют цингой именно благодаря употреблению в пищу сырой рыбы и мяса морских животных)
  • Чтобы не умереть от жажды попавшим в беду людям следует чередовать питье сока сырой рыбы и морской воды.

Однако выводы, сделанные из исповедей выживших при кораблекрушениях и собственных изысканий, требовали от Бомбара экспериментального подтверждения. Доказать свою правоту Ален мог только в долгом морском плавании, причем условия должны были максимально приближаться к ситуации, в которой оказываются люди после кораблекрушения.

Подготовка к эксперименту по выживанию

Подготовка к предстоящему плаванию заняла примерно год, причем француз готовился как практически, так и теоретически. Первоначально экспериментатор прочел много источников о потерпевших кораблекрушение судах, их оснащенностью различными спасательными средствами. Затем началась практическая часть, в ходе которой врач начал питаться продуктами, могущими быть доступными человеку, находящемуся посреди океана.

В октябре 1951 года неутомимый француз отправился в Монако, где вел активную работу в лабораториях Океанографического музея. В результате исследований удалось установить, что в океанской рыбе содержится от 50 до 80% воды по массе, причем эта вода является пресной. Также удалось доказать, что в плоти морских рыб меньше солей, нежели в мясе сухопутных животных. Важным фактором исследований явилось подтверждение предположения, что в течение нескольких дней можно пить морскую воду в небольших количествах, что позволяет бороться с обезвоживанием организма. Киты питаются планктоном, и этого хватает для такого большого млекопитающего, следовательно, планктон является весьма питательным. Работы Бомбара подтвердили это предположение. А еще сам Бомбар лично сконструировал пресс для выдавливания сока из рыбы.

Один 65 дней в океане без пресной воды: Как удалось выжить французскому врачу

Хотя в плане экспедиции многие друзья и просто неравнодушные люди поддерживали Бомбара, находились и скептики, которые полагали, что Ален является еретиком или слегка помешанным. Многие моряки попросту не понимали, как на такое путешествие может решиться человек, практически не имеющий опыта судовождения. Морские волки были уверены, что из планируемого путешествия не выйдет ничего хорошего.

Для плавания была создана резиновая лодка, представлявшая собой надувную колбасу в виде подковы шириной 1,9 м и длиной 4,65 м. Для устойчивости в воде по бокам размещались 4 поплавка, которые накачивались и спускались независимо один от другого. Движение обеспечивал парус с площадью около 3 кв.м. Поначалу в странствие должны были отправиться 3 человека, но такому количеству людей было сложно поместиться на небольшой лодке, так что компанию Бомбару составил яхтсмен Джек Палмер. Лодку символично окрестили «Еретик».

Путешествие Алена Бомбара

25 мая 1952 года путешественники отправились в плаванье по Средиземному морю из французского порта Фонвьей. Поначалу путников охватил страх — они почувствовали себя одинокими. Но этот страх был преодолен, началось плавание с питанием сырой рыбой и планктоном. Спустя 2 недели средиземноморский этап плавания был окончен, неприкосновенный запас остался нетронутым.

Один 65 дней в океане без пресной воды: Как удалось выжить французскому врачу

Однако Палмер, ранее совершивший одиночное плавание на яхте через Атлантику, отказался продолжить путешествие, поскольку ему морская диета весьма не понравилась. Тогда Бомбар в одиночестве взял курс на Канарские острова, предварительно проплыв вдоль побережья Африки до Касабланки. Из Лас Пальмаса путешественник на несколько дней слетал в Париж, встретиться с родственниками и увидеть новорожденную дочь.

Итак, 19 октября, доверившись пассату, Бомбар отправился по пути, проложенном каравеллами Христофора Колумба. Спустя несколько дней Бомбар попал в сильный шторм. Черпака, чтобы вычерпывать воду в числе стандартных спасательных средств не оказалось, так что 2 часа дрожа от страха Ален вычерпывал воду собственной шляпой. Но поплавки проявили себя с лучшей стороны, и путешественник поверил в непотопляемость своего судна.

Прошло еще несколько дней, и на странника свалилась новая беда — от сильного ветра лопнул парус. Бомбар заменил его на запасной, но тот вскоре оказался вообще унесен в океан мощным шквалом. Пришлось экстренно латать порванное ветрило и примерно 2 месяца плыть под ним.
У потерпевших кораблекрушение удочек не бывает — зато французу удалось сделать подобие гарпуна с помощью весла и ножа. Эта вещь позволила добыть первую рыбину, из костей, который затем были сделаны рыболовные крючки.

Один 65 дней в океане без пресной воды: Как удалось выжить французскому врачу

Биологи перед отплытием пугали врача, что в открытом океане будет мало рыбы, но ее оказалось изрядно, причем особенно летучей. Эти рыбы ночью ударялись о парус, так что утром завтрак был гарантирован. Разнообразие в пище достигалось за счет планктона и изредка пойманных птиц. Почти все время приходилось пить выжатый из рыб сок, правда неделю путник обходился морской водой, а в ноябре во время ливня удалось собрать примерно 15 литров пресной воды. Постоянное пребывание во влажной среде вредно сказалось на коже, стало образовываться много гнойничков, а 4 ногтя на ноге выпали.

В декабре 1952 года дожди закончились, установилась жаркая безветренная погода. Именно тогда наступил момент, когда Бомбар полностью пал духом, он перестал верить, что сможет живым добраться до Америки. И все же 23 декабря 1952 года «Еретик» пристал к западному побережью острова Барбадос. Отважный француз за время плавания потерял в весе примерно 25 кг, гемоглобин в его крови упал до критического уровня. Но он смог доказать, что даже в критических случаях кораблекрушения нельзя предаваться отчаянию, и тогда спасение вполне реально.

Один 65 дней в океане без пресной воды: Как удалось выжить французскому врачу

Позднее Бомбар принимал участие в различных исследованиях и занимал ответственные посты, вплоть до места депутата Европарламента. А главным итогом жизни для мужчины стали примерно 10 000 потерпевших кораблекрушение людей, которые в своих письмах благодарили храброго француза за собственное спасение.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy