«Союз МС-17». Зачем использовали сверхкороткую схему полета?

0 4

Полет корабля «Союз МС-17» впервые проходил по сверхкороткой схеме. Стыковка с МКС произошла уже через несколько часов.

Полет в космос — это тяжелейшая нагрузка для человеческого организма, даже очень подготовленного. Первые несколько часов эйфории от удачного старта, а затем космос начинает брать свое. Привыкание индивидуально, но чаще всего говорят, что примерно к исходу первых суток наступает усталость. А если нужно в это время стыковаться вручную? Вот и летали по двухсуточной схеме, стыкуясь с МКС, когда космонавты уже перетерпели самые тяжелые часы привыкания.

14 октября скосмодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» спилотируемым кораблем«Союз МС-17». Запуск по такой схеме на МКС возможен именно с Байконура — так как наклонение орбиты станции 51,66° изначально оптимизировано под запуски с этого космодрома.

«Союз МС-17». Зачем использовали сверхкороткую схему полета?

Сверхкороткая схема сократила время нахождения космонавтов в небольшом объёме корабля.

Корабль достиг станции за3 часа 4 минуты и в 11:52 успешно пристыковался кМКС. Таким образом,— это новый рекорд скорости полета кМКС. Обычно полеты кстанции занимают около шести часов.

Мысль ускорить доставку космонавтов на МКС возникла с появлением на борту «Союзов» гостей – космических туристов. В конце первых суток полета наступает острая фаза адаптации к невесомости, что может помешать работе экипажа во время активной работы. Туристы показали все «побочные» эффекты длинной стыковки. «Врачи считают, что усталость от невесомости, падение физических кондиций наступают где-то после шестого-седьмого витка. Вот в этот момент наступает усталость, наступает депрессия», — из интервью заместителя начальника отдела РКК «Энергия» и отца сверхкороткой схемы Рафаил Муртазин.

Если же полет длится три часа, то во время стыковки экипаж все еще будет чувствовать себя хорошо. Да и привыкать к невесомости лучше на станции. В случае двухсуточного полета Центра управления полетами работает все двое суток подряд. Для сверхкороткой схемы не требуется дополнительно расходовать топливо на коррекцию орбиты МКС. При этом для такого запуска требуется гораздо более точно выдерживать время старта, и проводить больше расчетов.

Сверхкороткая схема не несет дополнительных рисков экипажу, и в случае необходимости мгновенно превращается в двухсуточную схему.

«Союз МС-17». Зачем использовали сверхкороткую схему полета?

Схема двухвиткового сближения ТК, для реализации схемы полета необходимо выполнение ряда жестких условий. Главное из них – обеспечение компланарного выведения, когда плоскость орбиты МКС совпадает с плоскостью выведения корабля.

Новая схема стала возможна только с вводом в эксплуатацию ракеты-носителя, позволяющей по своим техническим характеристикам и возможностям системы управления выводить космические объекты на заданную орбиту с высочайшей точностью. Также важной особенностью реализации двухвитковой схемы сближения со станцией является предварительное формирование требуемой рабочей орбиты МКС и точное выполнение заложенной в бортовой вычислительный комплекс транспортного корабля программы автономного наведения.

«Союз МС-17». Зачем использовали сверхкороткую схему полета?

Двухвитковая схема была рассчитан, подробно смоделирована и отработана на пяти грузовых кораблях «Прогресс».

Ранее самым быстрым путем, по которой корабли доставляются к МКС, был четырехвитковый: четыре оборота вокруг Земли и порядка шести часов полета. А так же использовался традиционный, по которому корабль делает 34 витка и добирается до станции чуть более чем за двое суток.

«Союз МС-17». Зачем использовали сверхкороткую схему полета?

Сближение.
Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy