Надо ли СУЗам делать больше бюджетных мест?

0 0

"Виноваты все, кроме меня" — позиция, которая не приведёт к успеху.

Статья была написана 10-го августа.

Недавно я наткнулась на очередную статью о поступлении в этом году в ВУЗы и СУЗы. В начале августа родители уже вовсю ругались, что они не проходят со средним баллом 4,0 (в СУЗ) и что государству надо добавить больше бюджетных мест.

Для начала уточню, что пока не произошло окончательное зачисление, о том, проходит ли кто-то с баллом 4,0 или нет, говорить не следует. Если ребёнок 50-й в списке, то это не значит, что он не окажется вдруг первым.

Многие абитуриенты подаются сразу на все специальности колледжа, но порядок приоритета у всех направлений разный. Если он пройдёт на нужную специальность, то автоматически уйдёт из других очередей. По сути такая возможность подачи заявления создаёт искусственный ажиотаж, когда 300 человек претендуют на 30 бюджетных мест, но при этом в колледж, например, в принципе подали заявления всего 500 человек на все направления.

Так вот, у меня назрел вопрос. Чем думали родители, которые верили в то, что ребёнок пройдёт с баллом 3,5, например, если в прошлом году на интересующую специальность проходной был 4,2? Вот чем? И эти же родители потом пишут, что им надо больше бюджетных мест. Чтобы что?

По-хорошему к поступлению в СУЗ после 9-го надо начинать готовиться ещё в сентябре. Уже есть результаты по зачислению: можно увидеть средние баллы и сравнить их со своими за 8-й класс, например. Это позволит понять общие шансы на бюджет. За год можно здорово улучшить свои показатели, если поставить цель.

Или с университетом. Я уже рассказывала в блоге о схеме, когда можно выбрать "запасной аэродром" и сдать какой-нибудь лёгкий экзамен специально под ВУЗ с низким проходным баллом, если школьник не определился с будущими планами или если хочет подстраховаться (вдруг не поступит туда, где высокий конкурс).

Почему к вопросу о позиции вины окружающих я привела в пример именно обучение: потому что отношение детей и родителей чётко показывает то, что будет, если что-то пойдёт не по плану. Кто-то будет винить государство. Например, что мало бюджетных мест (а зачем городу 30 трактористов — 5 и то много выпускать в год в наше время). Я ещё видела мнение, что зачем школьникам с баллом 4,5 и выше идти в СУЗы — они ведь могут с такими результатами и на ВУЗ в будущем претендовать. То есть некоторые на полном серьёзе считают, что среднее образование только для неучей и троечников.

Так вот, при грамотном подходе ещё за 1-2 года до поступления следует посмотреть проходной балл в интересующее учебное заведение.

О распределении

Я, к слову, считаю, что в СУЗы и ВУЗы необходимо вернуть распределение после бюджета. Мне кажется, что у нас в стране такого уже точно не будет, но чисто гипотетически это очень хорошо для экономики.

Во-первых, бюджетные места будут контролироваться с позиции востребованности специалиста на рынке. Во-вторых, люди не будут идти за корочками ради корочек, а будут понимать, что придётся какое-то время работать по специальности. В-третьих, у выпускника будет гарантированное место трудоустройства и в дальнейшем стаж по специальности. В-четвёртых, решится проблема нехватки кадров во многих городах и учреждениях.

Не готов к распределению — поступай сразу на контракт. Эта схема сейчас существует в Беларуси. И у нас в деревне, где я проводила каждое лето, почти всегда были необходимые специалисты.

Выводы

В наше время многие вакансии, для которых раньше требовалось хотя бы ПТУ, открыты для людей без специального образования. Например, чтобы работать в ателье, студии маникюра или автомастерской, корочки зачастую не требуются. А эти специальности можно освоить или самостоятельно, или на краткосрочных курсах. И это я ещё молчу про возможность сразу работать на себя. Но родители всё ещё считают необходимым идти в СУЗ.

Конечно, образование — это очень важно, и корочки многим пригождаются хотя бы раз. Но в то же время, если ученик в наше время не способен за год-два подготовиться при наличии интернета и всей необходимой информации, то вина ли системы в том, что с низким баллом не пройти на бюджет? На мой взгляд, нет. Если медицинский колледж принимает 100 абитуриентов на медсестёр, а экономический только 10 на бухгалтеров, то это ещё и повод задуматься над тем, с какими корочками будет проще найти работу.

Можно выбрать другое направление, другой колледж или даже город, где конкуренция меньше. Можно год постараться, подтянуть оценки и повысить свои шансы (кстати, многие непринципиальные учителя готовы завысить оценки троечнику, чтобы тот попал в колледж и ушёл из школы)). Но есть ещё один вариант — закончить краткосрочные курсы и идти работать, если тянуть до 11-го нет желания. Можно монетизировать своё хобби, если есть желание зарабатывать любимым делом, но нет желания учиться дальше. В общем, выбор есть.

Ваш лайк поможет моему блогу. Спасибо!

P. S. Я не считаю, что у нас в стране всё хорошо. Но родители не самых прилежных учеников, которым почему-то "Путин должен" сделать больше бюджетных мест, меня действительно удивляют.

Когда я во время поступления не прошла в ВУЗ мечты, я почему-то не винила Медведева и нехватку мест, не винила льготников, которые заняли почти все места в тот год, а винила себя, что мало занималась и не набрала достаточное количество баллов. И выбрала другой ВУЗ и другую специальность: попроще и не с такой серьёзной конкуренцией. А один мой одногруппник, который так и не смирился с "поражением", через год пересдал ЕГЭ на более высокий балл и ушёл всё-таки в свой университет мечты. И да, так тоже можно 🙂 Но аттестаты за 9-й и 11-й классы не переделать, поэтому родители школьника должны это понимать заблаговременно.

По материалам: zen.yandex.ru

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy