Газета "Известия" сообщила о письме Ассоциации банков России в правительство. Ассоциация предупреждает о неприятных вещах: в объединении банкиров считают, что скоро выпуск и обслуживание банковских карточек в России могут стать платными.
Более того, в этом обращении говорится о том, что платными могут стать и интернет-банк, и колл-центр и другие уже привычные россиянам сервисы.
Ситуация серьезная, но все же такие апокалиптические прогнозы вряд ли сбудутся. Сейчас объясню, что же случилось и что я как банковский журналист про все это думаю.
В чем главная проблема?
Я уже объясняла читателям канала такую схему. Когда магазин или любая точка позволяет нам оплачивать покупки картой, то за это он платит банку, поставившему терминал, комиссию. Например, 2% от покупки. Эти деньги делятся между банком, который поставил терминал для оплаты, банком, который выпустил карточку, с которой оплатили, и платежной системой (Visa, Mastercard, Мир и так далее).
Именно за счет этой комиссии по многим карточкам банки платят кэшбэк — милями, бонусами, рублями и т.д. Этим кэшбэком банки нас стимулируют платить чаще картой, а не налом, а также платить карточкой именно этого банка вот с таким классным кэшбэком.
Недовольная сторона во всем этом — это розница. Магазины, онлайн-сервисы, рестораны и все-все-все. Они не довольны размером комиссий, баталии между банками и ритейлом по этому вопросу наблюдались уже несколько лет. В итоге нашли компромиссный вариант, что комиссию ограничат только по ряду операций.
Что случилось сейчас?
В качестве антикризисной меры поддержки Центробанк ограничил комиссию за прием карточек уровнем в 1% для онлайн-покупок и оплаты медуслуг. Это все до 30 сентября. Но банки боятся, что такой порядок продлится и после, потому что ритейл уже "продавил" государство на ограничения в пользу именно ритейла, а не банков.
Вот поэтому некоторые банки и рисуют чересчур жесткий сценарий с тотально платными карточками и мобильными приложениями.
Что думаю я?
Думаю, что продолжится та же тенденция, которая уже есть сейчас: банки продолжат "резать" кэшбэк. Уже сейчас из-за этих 1% от Центробанка ряд банков перестали давать кэшбэк за онлайн-покупки. Кто-то, видимо, решил продержаться до конца сентября, но если это будет постоянный формат, то многие банки ухудшат условия программ лояльности.
Но я не ожидаю, что все карточки станут платными, а еще банки будут брать деньги за онлайн-банк и звонки в колл-центр. Не стоит забывать, что для банка клиент — источник заработка.
Незачем распугивать клиентов из-за платной карточки платных базовых услуг. Ведь этому клиенту можно продать кредит и другие продукты и заработать. А еще этот клиент откроет вклад или будет хранить деньги на карточке: эти деньги банк выдаст под % в кредит и тоже на этом заработает.
Даже если банковская комиссия за оплату карточки и в будущем будет ограничена, драконовских действий банков не будет, я считаю. Не захотят они терять нас как источник дохода.