«Если скажешь еще слово, здесь и ляжешь» — как российские десантники остановили НАТОвскую танковую колонну!
10 июня 1999 года завершилась военная операция (читать — бомбардировки) НАТО в Югославии. Уже на 12 июня был запланирован ввод миротворческих сил Альянса на территорию Республики.
Основной целью прозападных "миротворцев" являлся захват международного аэропорта "Слатина", что расположен близ города Приштина. Это единственный в регионе аэропорт, взлетно-посадочная полоса которого способна принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные. Контроль аэропорта позволил бы НАТО увеличить своё влияние на юго-востоке Европы.
В войне самое главное – быстрота: надо овладевать тем, до чего противник не успел дойти; идти по тому пути, о котором противник и не помышляет; нападать там, где противник не остерегается.
© Сунь-Цзы. Искусство войны. V век до н.э.
Однако корыстным планам иностранных начальников не суждено было сбыться, ведь в ночь с 11-го на 12-е июня после стремительного марш-броска аэропорт был занят сводным батальоном воздушно-десантных войск Российской Федерации, которая также имела интересы в данном регионе и не могла позволить НАТО захватить такой стратегически важный объект, как "Слатина".
Осмелюсь спросить: а если противник явится в большом числе и полном порядке, как его встретить? Отвечаю: захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе.
© Сунь-Цзы. Искусство войны. V век до н.э.
Буквально за ночь десантники оборудовали блокпосты, заняли круговую оборону и к 7 часам утра 12 июня уже были готовы к появлению НАТОвских войск.
В это время колонны потенциального противника, состоящие из танков, бронемашин и иных автомобилей, уже полным ходом двигались к аэропорту. Честь первыми принять аэропорт выдалась англичанам, однако по прибытии на место стало ясно, что первыми им уже не быть.
Колонны англичан упёрлись в российские блокпосты, отечественный БТР перекрыл дорогу могучим зарубежным танкам. Ситуация повисла в воздухе, обстановка накалилась до предела.
В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает. Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли.
© Командующий батальоном ВДВ в Приштине полковник Сергей Павлов.
Танки англичан упёрлась в блокпост, который занимал взвод старшего лейтенанта Николая Яцыкова.
На тот момент мы все определились, что будем биться там до последнего, это реально, в прямом смысле этого слова. Командующий их группировки приехал на машине руководства под прикрытием спецназа.
Он очень удивился нашему присутствию, после чего начал кричать, размахивая руками. Я понял, что это серьезный руководитель. Он оборачивается спиной ко мне, идет в мою сторону спиной и показывает танкисту: "Tanks can go" (от автора: "танки могут ехать"). На себя вытаскивает танки, разворачивается и показывает — вперед. Я подхожу со спины к нему и говорю: "Если еще раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь".
© Командир взвода ст. л-т Николай Яцыков.
Языка русского командующий группировкой сил НАТО на Балканах британский генерал Майкл Дэвид Джексон не понял, отчего продолжил яро зазывать танкистов к выполнению боевой задачи по взятию аэропорта. Танки двинулись вперёд.
Командир взвода старший лейтенант Николай Яцыков приказал бойцу спрыгнуть с брони и расчехлить гранатомет, направив в сторону танков. Те остановились и сдали назад.
© Командующий батальоном в Приштине полковник ВДВ Сергей Павлов.
***
Генерал кричит, а танкист, наоборот, в обратную сторону ползет. Генерал еще озверел после этого больше, настолько, что он не понял, что происходит, танк назад все равно движется.
© Командир взвода ст. л-т Николай Яцыков.
Только после того, как российские солдаты обозначили всю серьёзность их намерений, англичане оставили затею взять аэропорт.
Позже станет известно, что командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кэнн Кларк приказал тогда английскому генералу Джексону отбить аэропорт у русских, однако англичанин ответил очень умными и правильными словами: "Я не намерен быть тем, кто развяжет Третью мировую войну".
Позже сам генерал Майкл Джексон говорил:
Я думаю, здесь была политика Москвы и я, наверное, не лучший эксперт в этой области. Мое мнение такое: это была, скорее, политическая акция, чем военная. Это просто. Москва заявила нам: "Осторожно! У нас есть интересы в этом регионе и вы должны это понять". Так, по крайней мере, я понял основную идею этого послания.
В дальнейшем, многочисленные переговоры позволили ослабить натяжение нити международных отношений, стороны пришли к компромиссу. Приштинский аэропорт "Слатина" остался за Россией!
На этом всё! Если вам нравится подобный формат, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!
Спасибо за просмотр!