— Радуйтесь, — грустно сказала директор школы Анна Сергеевна учителям. — Завтра к нам в школу придет новый ученик. Родители отправили его из города к нам в село. Будет жить у бабушки.
— Новый ученик лишним не будет, — сказал кто-то из учителей.
— Если бы, — продолжила директор, — мне по секрету сообщили, что он на каких только видах учета не состоял. Вот выписка его оценок. Можете порадоваться. Четверка только по физкультуре. Остальные тройки, которые двойки.
— Да уж, прям в девятый класс нам его, теперь к экзаменам и его готовить, — погрустневшим голосом сказала классная руководительница девятого класса Наталья Ивановна.
Вася вошел в класс. Он даже выглядел немного смущенно, но взгляд исподлобья выражал уверенность в будущих хороших отношениях с новым коллективом.
Он сел за пустую заднюю парту, достал общую тетрадь и начал оглядывать класс.
На первом уроке он что-то рисовал в тетради и ничего не ответил на парочку простых вопросов учителя.
На перемене он подошел к скучковавшимся мальчикам, пожал каждому руку и представился:
— Вася.
Каждый назвал свое имя.
— Пацаны, кто у вас тут в школе главный? — спросил Вася.
— В каком смысле? — не поняли ребята.
— Ну, кто всех держит?
— Да вроде никто.
— Понятно.
В последующие дни Вася вел себя вполне спокойно и ничем не выделялся. Единственно, на уроках ничего не писал, руку не поднимал, на вопросы учителей не отвечал.
Через неделю случилась первая неприятность. Учительница третьего класса сказала, что Вася не пустил третьеклассника в туалет. А на следующий день шестиклассники нажаловались директору, что Вася требовал с них деньги за вход в спортзал.
— Это что-то новенькое, — сказала директор школы.
С Васей провели беседу, на которой он смотрел в глаза классной руководительнице и ухмылялся.
— Знаете, — призналась она коллегам, — я его немного боюсь. Никогда у нас таких не было.
На общешкольном классном часе, который проходил в актовом зале, произошел неприятный случай — Вася подошел к пятикласснику, поднял его за шиворот и сказал:
— Место старшему уступи.
Пятиклассник взвизгнул и покорно отошел. Не успел Вася усесться, как тут же получил подзатыльник от завуча, которая сидела позади.
— После мероприятия только попробуй уйти! — громким шепотом сказала она.
Вася стоял посреди учительской и слушал, глядя прямо в глаза, что о нем думают учителя.
Завуч рассказала про случай с пятиклассником, трудовик обвинял его в курении на территории школы, учителя начальных классов рассказывали про попытки покомандовать маленькими школьниками.
Вася все молча выслушивал. В конце ему дали слово. К удивлению учителей, он заговорил:
— Да как вы не понимаете, — говорил Вася, — это так положено. Сегодня я ему по шее дал, завтра он вырастет и сам кому-нибудь по шее даст. А чего вы меня обвиняете, что курить нельзя? Мне родители разрешили, а вы мне не указ. У вас в школе даже парней нормальных нет, мне общаться не с кем. Все какие-то маменькины сынки. Вот в той школе нормальные пацаны были.
— Вот и вали в свою ту школу! — не выдержал трудовик.
В конце года до экзаменов Васю не допустили. К счастью учителей, его семья летом уехала обратно в город.
(сказка ложь, да в ней намек)
***
Я много читаю Интернет. На Дзене и других развлекательных ресурсах часто попадаются истории на тему "дедовщина в школе", "притеснения школьников", "травля" и даже буржуйское слово "буллинг". Оказывается, в некоторых школах это вообще чуть ли не норма, мол, так устроено общество — сегодня ты слабый, а завтра сильный, поэтому терпи.
Про нашу деревенскую школу могу сказать, что таких явлений у нас нет. Дети не боятся ходить туалет, они не "поясняют за шмот", они не "скидываются пацанам", они не поджидают в подворотне, чтобы заснять на телефон экзекуцию. И этот факт в наше неспокойное время довольно важен при выборе школы для ребенка.
Конечно, те, кто ходит по наклонной, были всегда. И в нашей школе они есть. Задача учителей — не дать распустить им руки. В деревенских школах это вполне возможно, так как детей там немного. Да и сложно им эти руки распускать — любой школьник родственник какого-нибудь более сильного старшеклассника. Могут и конкретной сдачи дать. Ну, и классные руководители ведут постоянный контроль, который не осуществляют некоторые родители по причине своей маргинальности.
А в городе, когда в классах по 30 человек, у классного руководителя вряд ли есть время заниматься индивидуально "с трудными детьми". По факту, они и не обязаны это делать, на это есть различные полицейские органы, но, почему-то, данная обязанность переложена на плечи хрупких женщин.
Ну, и самое главное — пока дети и их родители не будут нести ответственность за безобразия, у нас ничего не изменится. Интернет будет пополняться сотнями видео на тему "школьная дедовщина".
***
Хотелось бы поинтересоваться у тех, кто дочитал до конца. А в ваших школах были случаи или традиции так называемой "школьной дедовщины"? Как это выражалось?