В уже далеком 2015 году Supermassive Games с порога ворвалась в мир видеоигр, представив свой хит Until Dawn. С тех пор студия начала специализироваться на интерактивных ужастиках и, кажется, съела собаку на специфических особенностях жанра. Количество проектов впечатляет, а новые всё продолжают выходить. The Casting of Frank Stone — пока что апогей Supermassive Games, вершина многолетнего творчества и работа над всеми ошибками… Можно было бы так сказать, но нет. Если ждали очередную игру в жанре «ужастик на вечер», но не уверены в покупке — все подробности в обзоре.
Что за ужас тут творится
The Casting of Frank Stone — не совсем обычный проект. На этот раз Supermassive Games заколлабилась с создателями Dead by Daylight, поэтому сюжет во многом основан на чужой вселенной. Впрочем, будем честны, у многопользовательского симулятора побега от маньяка не особо большой бэкграунд. Это значит, что у Supermassive Games оставался довольно широкий простор для собственных идей, что обязательно нужно учитывать.
Костюмы можно изменить после прохождения, но только посмотрите, какие красавцы
После фантастических The Dark Pictures Anthology и The Quarry история по-началу кажется даже слишком приземлённой. В тихом городке похищают ребёнка. Дежурный полицейские приезжает осмотреть старый завод и в ходе непродолжительного изучения обнаруживает тайное убежище маньяка. Короткая стычка, и всё — малыш спасён, а полицейский навсегда становится легендой для местных.
Однако чем дальше, тем больше начинает выступать фирменный стиль Supermassive Games. Проклятый фильм ужасов, который снимают подростки, тайная сущность, способная связывать различные реальности, порталы во времени и прочая плохо стыкующая дичь на месте.
Сэм — хороший коп с непростой судьбой, но его историю раскрыли очень слабо
Если вы вспомните сюжет Until Dawn, то поймёте, что и там было намешано много чего. Однако грамотная работа сценаристов позволила объединить узнаваемые клише ужастиков в более или менее связную историю, за которой было интересно следить. К тому же, если игрок не хотел читать многочисленные записки, в финале давалось исчерпывающее пояснение обо всём произошедшем.
В будущих проектах разработчики решили поэкспериментировать. Например, первая часть антологии The Dark Pictures Anthology — Man of Medan — предложила вполне научное объяснение происходящему. Little Hope вообще выступала на поле Silent Hill с их психологизмом, а House of Ashes фантазировала о пришельцах в современности. Всё это были необычные вариации, которые воспринимались как аккуратное прощупывание почвы для будущего шедевра.
Фрэнка Стоуна покажут почти сразу, но сражаться мы будем не совсем с ним
Неожиданно скоро такая большая игра появилась. The Quarry встала особняком от The Dark Pictures Anthology и должна была занять место рядом с первым хитом студии. Длинный сюжет, большое количество персонажей, возвращение в тёмные леса и к традиционным монстрам. У игры были все шансы запомниться, однако результат снова остановился на уровне «средне». Причины просты — вновь дыры в сюжете, очередное упрощение геймплея и малая вариативность, часто подвязанная не к QTE или логике, а к поиску всех спрятанных предметов.
Время шло, а шедевра всё не было. Вышла The Devil in Me — основанная на реальности история про маньяка и дом, который он построил для издевательств над гостями. Там Supermassive Games окончательно выбрала новый курс — по минимуму уделять внимание лору и пояснениям, предполагая, видимо, что разнообразный коктейль из пугалок — максимум, который ожидают от них игроки. Вопрос выживания всех персонажей также перестал быть завязан на ситуативных решениях и сильно зависел от дурацких предметов, разбросанных по уровням, а также понимания, какой из условных двух путей разработчики посчитали единственно правильным. Закономерно The Devil in Me получилась самой блёклой среди всех. Многие журналисты и игроки ругали кривое кино с плохими анимациями, багами и минимумом реиграбельности.
Выборы в диалогах вообще перестали иметь серьёзное значение
После такого полновесных киношек не выходило почти два года, и вот случился камбэк. Мы ожидали, что в новинке разработчики исправят хотя бы часть проблем. Тщательнее поработают над уровнем анимаций и увеличат значение геймплея.
За примерами далеко ходить не надо, так как эталоном по-прежнему выступает Until Dawn, но с тех пор геймплей неизменно деградировал от проекта к проекту. Чтобы вы понимали контекст — в одном из моментов «Дожить до рассвета» герой должен был догонять нечто, утащившее подругу. Игроку давали выбрать — бежать быстро и опасно или пройти более спокойным маршрутом, но затратить больше времени. Логично, что ситуация обязывала поторопиться, но там геймеров ждали более сложные QTE. И вот ничего даже близко подобного в The Casting of Frank Stone нет. Пройдя игру впервые чуть ли не на худшую концовку, я был в шоке от того, как мало от моих решений в итоге зависело, а ведь я целенаправленно обшаривал каждый угол, чтобы спасти всех.
Пусть вайбы «Очень странных дел» вас не обманывают. Игра даже близко не стоит с сериалом Netflix
Топорные анимации, в том числе лиц, также никуда не делись, но главное, что сразу бросится в глаза, — сюжет. На этот раз Supermassive Games вообще забила на хоть какие-то внятные объяснения происходящего. Всевозможные порталы и магические штуки здесь просто внезапно появляются и также внезапно исчезают. Это больше не связная история (хотя сюжет единый), а набор разрозненных глав, две трети которых вообще не предлагают интересных или напряженных ситуаций. Так в одном эпизоде героине буквально надо осмотреть магазин старинных вещей, потрогать там пару-тройку предметов, а затем купить молоко. И на этом все. Концовка получилась в схожем стиле. Того самого катарсиса, победы и разгадки всех тайн не будет. Выжившие просто придут на костер, с которого обычно начинают игроки Dead by Daylight. Зачем делать такую унылую отсылку к первоисточнику в сюжетном проекте — вопрос без ответа. Настолько халтурного отношения к собственной истории, где у разработчиков действительно была возможность многое придумать с нуля, обескураживает.
Какая игра Supermassive Games нравится вам больше всего?
Не играл ни в одну