Судя по свежим материалам судебной практики, за последние пару лет в сфере частных медицинских услуг заметно участились случаи обмана.
В суды стали обращаться люди, преимущественно пожилые, которым пришлось весьма дорого заплатить за заманчивое предложение «пройти бесплатное медицинское обследование».
Суть в следующем. Гражданам пенсионного или предпенсионного возраста поступает звонок из некоего медицинского центра.
Сотрудник предлагает пройти бесплатное медицинское обследование в их центре по специальной госпрограмме, или по полису ОМС, или по акции в связи с недавним открытием (варианты встречаются разные).
Если гражданин соглашается, его записывают на прием. В назначенное время он приходит в клинику — его препровождают в кабинет врача-специалиста, который действительно проводит какие-то обследования.
Далее, как следует из судебных решений, на пациента начинают оказывать «психологическое давление». Вариантов несколько:
— либо высказывают подозрение на крайне неблагоприятный диагноз и предлагают срочно пройти экстренный курс лечения,
— либо настаивают на приобретении некоего прибора, без которого самочувствие пациента может серьезно ухудшиться, т. к. курс лечения ни в коем случае нельзя прерывать.
В итоге пожилому человеку крайне сложно отказаться, и он подписывает договор: либо на приобретение курса медицинских услуг, либо комплекта оздоровительных приборов.
А стоимость всегда немалая: в решениях судов фигурируют суммы от 50 тысяч рублей и выше. Но клиника «помогает» пациенту: у них есть возможность тут же, на месте, оформить банковский кредит.
Позже, проконсультировавшись с другими врачами, человек понимает, что отдал большие деньги за совершенно бесполезное лечение. Вот только отменить договор и вернуть обратно свои деньги не так-то просто.
За расторжением договора придется обращаться в суд. Но юристы таких медцентров со всей ответственностью подходят к составлению договоров — так что их организация часто остается в выигрыше.
Во-первых, если гражданин приобрел пакет медицинских услуг, то по Закону «О защите прав потребителей» он вправе отказаться от него в любой момент.
При том он должен оплатить только те услуги, которые фактически получил. Судя по описанной схеме, при первом визите услуги медцентра предоставляются бесплатно. Но в договоре обычно есть такой пункт:
— в случае досрочного расторжения предоставленная ранее скидка аннулируется, и клиент должен оплатить услуги центра согласно прейскуранту.
Договор подписан — значит, обе стороны согласились с таким условием. Так что даже в случае отказа от дальнейших услуг гражданину все равно придется заплатить за свой первый визит.
Во-вторых, если при посещении центра человек приобрел дорогостоящее медицинское изделие, на возврат денег остается еще меньше шансов. В договоре содержится ряд коварных пунктов, что покупатель:
1) уведомлен о том, что приобретенное им медизделие входит в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату,
2) согласен с ценой товара и подтверждает, что договор не является для него кабальной сделкой,
3) до подписания договора получил от продавца полную и достоверную информацию о товаре.
Единственное, к чему иногда удается «придраться», — это к последнему пункту. Суды требуют, чтобы продавец представил другие доказательства о надлежащем информировании покупателя, помимо одного лишь указания в договоре.
За счет этого иногда удается вернуть деньги за «ненужную безделушку» (см. например определение Ростовского облсуда по делу № 33-9234/2018). А попытки сослаться на обман, введение в заблуждение и т. п., как правило, обречены на провал из-за отсутствия доказательств.
Поэтому, прежде чем принимать приглашения от неизвестных медицинских центров, соберите о них подробную информацию: есть ли у них лицензия, работают ли они по ОМС, какие врачи в штате.
Все необходимые сведения можно получить на официальных сайтах Минздрава или Фонда обязательного медицинского страхования. Не попадайтесь на уловки мошенников!