«Вий» — рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

0 0

Содержание страницы

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.

Изначально вылезают руки из стен.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Тут как бы ничего сложного. Снято простенько и примитивно: в сцене участвуют три человека с обмазанными синей краской руками. Причём конечности даже без когтей и наростов.

В конце фильма будет похожий момент:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Далее у нас ходячий скелет, не понятно откуда взявшийся по сюжету.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Судя по "летучей" манере, перед нами марионетка, кукла на ниточках, управляемая кукловодом. Скелет, возможно, настоящий — на то указывает реалистичная детализация и строение костей.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Далее Куравлёв на фоне всё тех же растопыренных пальцев синих рук.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Комбинированные сьемки: снимали методом "блуждающей маска" — аналог современного "зелёного экрана".

Наш великий киноволшебник Александр Лукич Птушко в своей книге «Чудеса кино» (1949) так описывал процесс:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

(Следующие пару абзацев достаточно сложноваты для восприятия. Если вам не очень интересна эта устаревшая технология, то лучше перейдите к следующей части)

Вначале снимается «фон», т. е. место будущего действия живых актёров. Потом на фоне большого белого экрана снимают актёров. При этом актёров освещали оранжевым светом, а фон — сине-фиолетовым. Съёмка актёрской сцены производится специально-сконструированной камерой, которая заряжается двумя плёнками, сложенными вместе. Первой к объективу располагается в фильмовом канале специальная позитивная плёнка, на которой и снимается так называемая «маска». Эта плёнка монохроматична (чувствительна только к сине-фиолетовым лучам спектра), на эмульсионный слой этой пленки наносится жёлтый лак, не пропускающий сине-фиолетовых лучей, что превращает эту плёнку как бы в своеобразный светофильтр.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Что же произойдёт при съёмке доснимаемого объекта (актёрской сцены)?
Сине-фиолетовый свет, отражённый белым экраном (перед которым работают актёры), проэкспонирует первую плёнку во всех местах, где он не перекрыт фигурами актёров. На вторую, панхроматическую плёнку сине-фиолетовый свет не подействует совсем, так как жёлтый лаковый покров первой плёнки полностью его срежет.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Фигуры актёров, освещённые оранжевым светом, совершенно не проектируются на первую плёнку, поскольку она нечувствительна к оранжевым лучам. Пройдя беспрепятственно через жёлтый лак первой плёнки, оранжевый свет, отражённый от актёров,полностью проэкспонирует изображение актёров на второй, панхроматической плёнке.
После съёмки актёрской сцены камера разряжается, и первая плёнка поступает в обработку, в результате которой мы получим совершенно чёрный силуэт актёров на прозрачном фоне. Этот силуэт и называется маской.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Далее, наложив плёнки одна на другую, мы как бы накроем масочной плёнкой негативное изображение актёра, и в силу того, что маска не прозрачна, мы при второй съёмке на панхроматическую плёнку не погубим изображения ранее снятого актёра. Прозрачный фон вокруг маски позволяет заснять сквозь себя любой, нужный нам объект. А так как фон вокруг актёра на второй плёнке остался при первой съёмке неэкспонированным, то это и даёт нам возможность ещё раз снять на ту же плёнку любое изображение, спроецированное на экран. При этой съёмке, куда бы ни двинулся актёр, за ним двинется и прикрывающая его маска, вот почему и метод называется «блуждающей маской».

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Метод «блуждающей маски», разработанный советскими специалистами, замечателен тем, что он даёт новое, абсолютно чёткое изображение, в котором стираются грани соединения натуры и макета”.

Представляете, какова сложность процесса!

***

Далее у нас 6-головый скелет "дракона":

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Очень смешной, присмотритесь, это шевелятся три пары человеческих ног в чёрных колготках (видимо, цирковые гимнастки), с "присобаченными" на ступни бутафорскими змеиными черепами.

***

Ещё один смешной персонаж — кукольный "адский" кот. С рожками и клыками, как у вурдалака.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

***

Далее гримированные актёры:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

И снова куклы:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Тема с лишними частями тела и нарушенными пропорциями — работает!

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Талантливые гримёры и декораторы подошли к делу с фантазией и размахом:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Актёров гримировали синей и серой краской, раздевали их и подчёркивали гримом худобу, приклеивали уши и носы, а для некоторых изготавливали маски из папье-маше.

Реально жуткие уродцы получились!

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Актёры, игравшие нечисть — опытные цирковые артисты и спортсмены. Обычным актёрам не удалось бы выполнить трюки так, как приглашённым акробатам, гимнастам и силачам.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Сочетание "дьявольщины" и религиозного символа христианствакреста даёт нужный психологический эффект и подтекст.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

***

Также "в массовке" присутствуют два загримированных цирковых карлика:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

***

Вот тут заметно, что артисты вылезают из-под доски, а не из стены:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

***

Вместе с "нечистью" в церковь залетают птицы — обычные вороны и голуби:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Прирученных птиц у дрессировщиков не было — ловили вольных. В соседнем сарае на ночь оставляли еду и ждали, пока птицы попадутся в сети.

На съёмочной площадке давали команду, и чёрные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, кричу: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, мы тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны-то огромные — до 16 метров в высоту… Тариэл Габидзшвили, дрессировщик

В одном из кадров появляются сразу четыре чёрных кота:

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Дрессировщик на другом конце комнаты подманивал их миской с едой. К нему кошки и мчались.

Изначально планировали вставить в фильм кадры с жуками, пауками и насекомыми. Но отказались от затеи, поняв, что экране они выглядят не так уж и зловеще.

***

На фоне остальных "кошмариков", сам Вий получился не очень страшным, так как выглядит не очень натурально.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

В глаза папье-маше-головы вмонтированы светоотражающие стёкла.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Внутри спортсмен-тяжелоатлет, штангист Николай Степанов: ни один другой актёр не смог надеть тяжеленный костюм Вия, а потом ещё и двигаться в нём.

"Вий" был изготовлен из пропитанной смолой мешковины, что делало его невероятно тяжёлым и создавало внутри духоту.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Руки изготовлены из веток деревьев, покрытых гипсом.

***

Знатный бестиарий получился! Даже сейчас смотрится жутко.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

В правом верхнем углу виднеется нечто наподобие летающей коровы (привет Склиссу из "Тайны третьей планеты"!)

***

В сцене рассвета, когда нечистые убегают восвояси, можно заметить цирковое оборудование. Сначала показалось, что сцена снята задом наперёд: уж больно складно актёры запрыгивают на балкон. Но нет, "крылатых" на балкон поднимают с помощью чего-то наподобие резиновых тросов.

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Вот так, используя все доступные имеющиеся визуальные средства (в том числе, тени, музыку, игру "испуганного" Куравлёва и "потусторонней" Варлей), сняли одну из самых шикарных сцен в советском кино.

Читайте также:

Как в фильме "Вий" Наталья Варлей выпала из летающего гробаКИНО TALK6 марта 2020

По материалам: dzen.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy