Уроки французского, или Почему школьники перестали играть в деньги. История 7

0 0

Одно из самых жалостливых произведений, которое приходилось читать, был рассказ Валентина Распутина "Уроки французского".

Сегодня с большим трудом можно представить ситуацию, которая описана в этом рассказе, который, судя по всему, основан на реальных событиях.

Маленький мальчик, которому всего лишь одиннадцать лет, чтобы получить образование, был вынужден уехать из деревни в город, где он впроголодь жил у тетки. А еще мальчик страдал малокровием, а потому здоровья ради каждый день покупал себе стакан молока.

Из-за недостатка денег он был вынужден связаться с плохой компанией, где одним из развлечений была игра в чику. Но, как это часто случается в подобных компаниях, в выигрыше должны были оказываться только те, кто сильнее физически. Слово "дружба" или "честь" там были пустым звуком.

Вот так в одиннадцать лет мальчик стал взрослым, быстро познав, что в дурном обществе редко встретишь приличного человека, коим оказалась учительница французского языка.

К сожалению, из-за доброго поступка досталось и учительнице, так как вникать "в проблему" никто и не собирался. А то, что благодаря учительнице мальчик действительно смог выжить в хмуром райцентре, так это просто педагогический подвиг, который никто не заметил. Кроме мальчика.

Чика

А далее я расскажу свое собственное наблюдение с выводами.

Так вот, если я посмотрю в окно своего дома и сделаю фотографию, то и вы сможете увидеть то место, где каких-то 70-100 лет назад собирались подростки и играли на деньги.

Уроки французского, или Почему школьники перестали играть в деньги. История 7

Я находил несколько "игровых полян", но эта была самая большая. Там были утеряны десятки разных советских монет, датированных … все монеты было "до 1961 года". Это и 20-е года, и 30-е, и 40-е, и 50-е.

Уроки французского, или Почему школьники перестали играть в деньги. История 7

Но почему же не было монет образца 1961 года?

Скорее всего, всё из-за того, что в ходе реформы 1961 года монеты подорожали сразу в 10 раз.

Действие рассказа Валентина Распутина относится к 1948 году. Я полагаю, что популярность игры в чику была именно в 40-е и 50-е годы.

Для игры дети использовали обычные монетки из обращения, чаще всего это были номиналы 3, 5, 10, 15 и 20 копеек. Монетки в 1 и 2 копейки использовали мало. Наверное, из-за их малого веса, но скорее всего — из-за малой номинальной стоимости.

В рассказе уроки французского упоминается цена — 1 рубль за стакан молока.

Интересно, а сколько стоил хлеб и другие продукты питания?

Тут гадать не нужно, достаточно лишь посмотреть постановление об установленных ценах на 1947 год, когда проводилась денежная реформа.

Уроки французского, или Почему школьники перестали играть в деньги. История 7

Для удобства можно брать цены на начало 60-х годов и делить на 10.

Так вот, чтобы купить ржаной хлеб нужно было 2 рубля 80 копеек. Если представить эту сумму монетами, должна была получиться довольно приличная кучка денег.

Сами по себе монеты в обращении участвовали не так активно, как после 1961 года. Зачем, например, были нужны монеты небольших номиналов в 1, 2, 3, 5 копеек, если чаще всего цены были округлены до 10 копеек?

В 1961 году даже был снят агитационный мультфильм "Дорогая копейка", когда "копеечка" снова возвратилась к людям, так как и на нее стало можно купить некоторые товары.

За почти 30 лет (от начала 20-х годов), когда денежная система пришла в порядок, цены выросли довольно прилично, почти обесценив монеты. Не забываем — ведь была еще и война.

Мальчик из произведения выигрывал всего 1 рубль. По "новым деньгам" — это лишь 10 копеек. Разве такая уж большая сумма, чтобы у ребятишек возникли мысли избить игрока, сорвавшего "куш" и отказавшегося играть далее? Скорее всего, там дело было даже не в деньгах. В некоторых кругах просто принято демонстрировать силу перед теми, кто явно слабее. Главное — найти повод.

Конечно, и рубль на дороге не валялся, особенно для ребенка. При умелых руках можно было пару монет в 5 копеек превратить в целый рубль, на который можно было купить целый стакан молока.

Но всё же в первую очередь "чика" была просто игрой с правилами, где монетки были что-то вроде почти бесплатных "жетонов".

Уроки французского, или Почему школьники перестали играть в деньги. История 7

После продолжительных игр эти монетки действительно чуть ли не превращались в "жетоны" — все во вмятинах, царапинах и вогнутые.

А во что еще играть детям 40-х и 50-х годов? Не в шахматы же под кустом. Игр было много, но азарт был не во всех. Из-за этого азарта игры "на деньги" относились к разряду "запретных". Подростки были вынуждены уходить подальше от взрослых глаз — куда-нибудь на опушку леса, в овраг, в заброшенное здание, на берег реки, где их не увидят учителя, участковый и прочие ответственные взрослые.

С приходом 1961 года и денежной реформы игра в чику уже должна была превратиться не в просто игру, а в целое "капитал-шоу", ведь монеты подорожали в 10 раз.

Поставил, например, школьник на кон 20 копеек. Но что такое 20 копеек? Это не самые маленькие деньги. Это на них реально можно было даже чего-то купить поесть. Разбрасываться такими деньгами — стало грешно. Откуда "капиталы" у подростков начала 60-х?

Тут уже родители и заругают, когда узнают, что бутылки кефира и полбатона нет, но есть неудачный опыт в игре.

Я так могу это объяснить.

А во что играли дети 60-х годов? Про сельскую местность мне известно, что самой распространенной игрой среди подростков того времени были карты. Из-за игр в карты даже школу прогуливали.

По материалам: dzen.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy