После выхода видео о выборе монитора поступило много вопросов насчет игровых моделей. Между нами говоря, игровые мониторы от просто хороших отличаются не так уж и сильно. Иногда — вообще ничем. И, купив игровой монитор, его можно отлично использовать в повседневной работе. Я сам так делаю. Тем не менее, нюансов хватает. Изложил их в получасовом ролике.
В этот раз решил поставить эксперимент. Как можно заметить, я говорю не по написанному. Но всегда перед записью делаю себе довольно подробную шпаргалку, в которую подглядываю. Ну невозможно держать в голове абсолютно все, не умещается. Решил попробовать выложить эту шпаргалку вместе с роликом. Она не похожа на обычные статьи, потому что напрочь лишена литературности, а местами и просто связности. Интересно ваше мнение — стоит ли такое вам показывать, и есть ли от него польза.
Тип матрицы
TN — недавно сказал бы, что это дешман для тех, у кого денег нет. Но сейчас TN признак премиальности. Например, 27-дюймовый TN производства LG стоит около 50 тысяч. Матрица имеет низкое реальное время отклика, до реальных 1 мс, Частота обновления до 240 Гц, и есть уже модели 360 Гц. Минусы — слабая цветопередача, плохие углы обзора.
IPS —хорошая, сочная картинка, отличные углы обзора. Время отклика у массовых моделей в районе 5 мс, но для геймеров за дополнительную плату могут прокачать до 1 мс и даже ниже. В целом IPS за 15 тысяч рублей и за 100 тысяч – это совершенно разные IPS. Почти ничего общего.
VA — высокая контрастность и черный, который действительно похож на черный. Минус – артефакты изображения на быстро движущихся объектах (особенно на черном фоне) и не идеальные углы обзора. Но и тут надо понимать, что дешевый VA отличается от дорогого весьма радикально. Например, традиционные мониторы с VA стоят до 60 тысяч. Но есть модели с подсветкой miniLED, где диодов в несколько раз больше, и картинка гораздо ярче. Вот они уже стоят под сотню и за сотню. И на глаз выглядят как бы не лучше топовых IPS. Плюс на VA есть модели 240 Гц и выше, что для массовых IPS без так называемого оверклокинга частоты пока недоступно.
OLED — мониторы дорогие и, видимо, поэтому редкие. В них прекрасно все сочная яркая картинка, чистый черный цвет, минимальное время отклика – до сотых долей миллисекунды. Но цена бодрит. Самый дешевый OLED, который удалось найти – это беспородная китайчатина с диагональю 27 дюймов и разрешением 2560х1440. И вот даже Это стоит 85 тысяч. Более приличные варианты с той же диагональю предлагаются за 100-110 тысяч. 34-дюймовые модели уже 150-160. Оно вроде бы и много, но на фоне иных систем – сущая ерунда. Да и топовые IPS сравнимы по цене. Если надумаете брать, рекомендую линейку ASUS ROG Swift OLED. Они есть от 27 до 48 дюймов. Восторг неимоверный. Много читал про выгорание пикселей, но про них в основном пишут те, кто хочет OLED монитор, а позволить себе пока не может. Живых свидетелей выгорания не встречал. Внимательно смотрите – какой производитель какую гарантию дает. Мало, знаете ли, не много.
Диагональ
Тут все просто. Много просто не бывает. Берите максимум, который умещается в ваш бюджет и на рабочий стол. Но начинать надо все равно с 27 дюймов. А дальше уже как пойдет. 32, 34, 42, 48…
Читал в комментариях, что-де монитор нужен поменьше, иначе придется все время крутить головой, чтобы увидеть все игровое пространство. Чушь полная. Окружающий нас мир имеет диагональ сильно больше, чем у любого монитора, но в повседневной жизни мы башкой постоянно не крутим. Так что – не волнуйтесь.
Изогнутый экран
Говорил про это в прошлом ролике, и повторю еще раз. Это чисто маркетинговая штука. Будете замечать эффект несколько дней, а потом мозг подстроится и «отключит» ощущения. Вдолгую заметна только максимальная вогнутость, обозначающаяся, как 1000R. А всякие там 1500R и 1800К мозг быстро вычтет. Похоже, он тоже ненавидит маркетологов.
Соотношение сторон
Тут вкусовщина и маркетинг. Оптимальный вариант, на мой взгляд, 16х9. Его знают все приложения и игры. И при большой диагонали уровень погружения в игру максимальный. 21х9 неплох, но имейте в виду, что в повседневной жизни картинка будет у него по центру, а по краям – пустота. Ну, если не навешать туда разных окон. Раньше и в играх были накладки, хотя давно с ними не сталкивался. 32х9 – это прям совсем на любителя. Мне не подходит. Неудобно. Если есть возможность, проверьте собственные ощущение в магазине, попробуйте имитировать свой рабоче-игровой процесс. Серьезно, эта длинная штука очень на любителя. И игры ее понимают совсем не все.
Разрешение экрана
1920 × 1080 пикселей, он же Full HD. Если бы речь шла о просто мониторе, я бы сказал, что маловато будет. Но для геймера, которому важнее не мельчайшие детали, а количество кадров в секунду, это очень даже неплохо. Даже топовый игровые мониторы выпускают с Full HD. Просто очень клево писать о поддержке частоты обновления 240 Гц на мониторах 2К и 4К. Но никто не уточняет – какая видеокарта для этого нужна. А на Full HD играть можно даже с относительно простой видеокартой, и хорошо играть.
2560 × 1440 пикселей, он же 2К. Оптимальный вариант для геймера. Его тянут с хорошим FPS карты среднего уровня (GeForce 3070/4070), и пиксели уже не мозолят глаза.
3840 × 2160 пикселей, он же 4K. Красиво, очень чОтко, но видеокарта требуется не ниже GTX 4080. И даже 4090 в каком-нибудь Киберпанке может не порадовать более, чем 60 кадрами в секунду на максималках. Мне кажется, 4К пока вообще не совсем для гейминга.
Частота обновления
Минималка, с которой начинается собственно геймерство, это 100 Гц. Лучше 120. У меня дома монитор на 144 Гц и выше пока идти не собираюсь, хотя, как мы знаем, уже есть и 160, и 240, и 360.
Тут снова все упирается в видеокарту. 240 Гц в современной игре легко обеспечить только на Full HD, а потом уже есть вопросики. Ну и не забывайте, что на максималках видеокарта будет кушать сотни ватт и издавать неприятные звуки. Мне недавно пришлось менять ИБП из-за того, что аппетиты 4090 не вписывались в возможности старого. Очень хорошего, кстати.
Время отклика
Я такой старый, что помню, как время отклика считалось по принципу black to white, то есть от черной точки к белой. И 25 мс для ЖК-монитора было прям норм-норм. Теперь считают gray-to-gray, GTG. Переход между оттенками серого. Причем каждый производитель указывает в замерах разную степень серости, поэтому царит дикая путаница. Ну серьезно. Если по правилам надо считать временной интервал с 10 до 90% яркости, то некоторые считают с 25 до 35. Или с 80 до 100. И цифры получаются красивенькие-красивенькие. Так что, к сожалению, нужно смотреть и проверять. Ну или сразу покупать ASUS ROG. Там не мухлюют.
Некоторые производители указывают время отклика по принципу MPRT, Motion Picture Response Time. У меня есть для вас совет. Если указан только этот показатель без GTG, просто не покупайте такой монитор. Со временем отклика там беда.
Но по-хорошему должна быть 1 мс или меньше. Чем выше время отклика, тем динамичная картинка четче.
Технология синхронизации кадров
Еще недавно я бы сказал – G-Sync и никаких гвоздей. Но в последнее время даже в очень серьезных игровых мониторах есть только FreeSync Premium, который G-Sync Compatible. Ответственно заявляю – разницы действительно никакой. Так что заморачиваться на этот счет не стоит.
И большая человеческая просьба. Не верьте «спецам», которые советую не включать вертикальную синхронизацию вообще. Мол, пусть видеокарта шарашит 200 кадров в секунду, когда монитор может отображать только 120. Так типа лучше видно. Не верьте идиотам. Так вы просто сжигаете деревья. Невидимые кадры не помогут вам быть более ловким в играх.
Яркость
Вот тут перебарщивать не надо. Играя, мы порой пристально смотрим в монитор часами, и глаза от этого всерьез изнашиваются. Для игрового монитора 300 кандел на квадратный метр абсолютно достаточно.
Играть с включенным HDR на небольшом расстоянии я бы не советовал. И глаза устанут, и может отключиться вертикальная синхронизация, потому что не все мониторы умеют и то, и другое одновременно. Для HDR лучше подключаться к хорошему телевизору и играть с другого конца комнаты.
Встроенные колонки
Отказать. Геймер играет в игровых наушниках. Пиликалки в мониторе его не должны интересовать в принципе.
Разъем подключения
Только Display Port. В нем максимальное разрешение, максимальная частота кадров и поддержка технологий вертикальной синхронизации.
Телеграм-канал автора со всеми обновлениями и интересными постами
Увидеть все ролики и статьи раньше всех