Обнаружение скрытой планеты в системе трех тел
Долгое время считалось, что звездная система HIP 81208 состоит из трех объектов, включая две звезды и коричневый карлик. Однако новые изображения, полученные непосредственно с помощью Очень большого телескопа в Чили, показали наличие четвертого тела — планеты. Открытие команды стало первой иерархической четверной системой, обнаруженной с помощью прямых изображений.

Мощная обсерватория

Очень большой телескоп (VLT) — это астрономическая обсерватория, расположенная в пустыне Атакама в Чили. Он находится в ведении Европейской южной обсерватории (ESO), европейской организации, занимающейся исследованиями в области астрономии, и состоит из четырех основных телескопов. Каждый из них имеет первичное зеркало диаметром 8,2 м, что делает его одним из крупнейших оптических телескопов в мире.

Важнейшим преимуществом VLT является его интерферометрический потенциал, позволяющий объединять свет от нескольких телескопов для создания виртуального изображения гораздо большего размера. Этот метод позволяет проводить наблюдения с высоким пространственным разрешением, что облегчает анализ таких астрономических объектов, как двойные звезды, протопланетные диски и активные ядра галактик.

Скрытая жемчужина

Недавно астрономы проанализировали несколько изображений тройной звездной системы, полученных непосредственно с помощью одного из таких телескопов. Эта система, получившая название HIP 81208, давно известна астрономам. Находясь на расстоянии около 480 световых лет от Земли, она состоит из двух звезд, одна из которых сопровождается коричневым карликом. Так мы думали до сих пор.

Изучив снимки, полученные прибором VLT, астрономы из Парижской обсерватории установили наличие гигантской планеты, вращающейся вокруг второй звезды. Предполагается, что эта экзопланета примерно в пятнадцать раз массивнее Юпитера. Такая масса ставит этот объект на границу между планетами и коричневыми карликами.

Обнаружение скрытой планеты в системе трех тел
HIP 81208 состоит из массивной центральной звезды (A, центральная точка света), вращающегося вокруг нее коричневого карлика (B) и маломассивной звезды (C), вращающейся дальше. Вокруг этой звезды находится планета, обнаруженная «каплей света» (Cb).

Напомним, что большинство планет открываются с помощью транзитного метода, который заключается в наблюдении тонких уменьшений светимости звезды, вызванных прохождением планеты перед ее диском с точки зрения наблюдателя. Данное открытие является первой иерархической четверной системой (организованной в иерархию из двух бинарных пар), обнаруженной с помощью прямых изображений, отмечается в пресс-релизе ESO.

Это открытие поможет астрономам углубить свои представления о формировании сложных систем.