Четыре года назад Disco Elysium навсегда изменила стандарты классических ролевых игр (CRPG). До 3 августа мы были четко уверены, что никакая игра в обозримом будущем не превзойдет творение студии ZA/UM. А затем случился релиз долгожданной Baldur’s Gate 3, который лишил автора данной статьи полноценного сна и адекватной жизнедеятельности. Larian Studios вложила все свои силы и ресурсы в разработку одной из лучших ролевых игр в истории (!), из-за чего о потраченном времени даже не хочется переживать, не то что жалеть.
Baldur’s Gate 3 можно с уверенностью назвать настоящим игровым чудом 2023 года. Мы ушли с головой в масштабное приключение и провели в мире Фаэруна больше сотни часов, чтобы подробно рассказать вам о достоинствах самого важного релиза этого года.
Превращение мечты в реальность
Долгие годы Larian Studios оставалась нишевой компанией. Её игры с трудом возмещали вложенный бюджет. Divinity: Original Sin стала «лебединой песней» студии. Авторы организовали краудфандинговую кампанию, чтобы хоть как-то наскрести на разработку. Свен Винке (Swen Vincke) рассказывал, что от успеха Original Sin зависело будущее всей студии. Игра не только собрала достаточно средств на Kickstarter, но и стала одной из важных ролевых игр 2014 года.
Финансовый успех Divinity спас студию от закрытия и помог Larian накопить достаточно денег на создание последующих игр
После Original Sin студия захотела создать ролевую игру во вселенной Dungeons & Dragons, но получила отказ от правообладателей.
Я обратился к ним (Wizards of the Coast) после Divinity: Original Sin и пытался убедить издательство дать нам шанс на создание игры, но они сказали, что мы слишком «зелёные».
— директор Larian Studios Свен Винке
Вместо Baldur’s Gate 3 студия разработала Divinity: Original Sin 2, которая не только превзошла оригинал, а буквально стала одной из лучших ролевых игр в истории. Высокие продажи сиквела помогли Larian Studios сохранить полную независимость от крупных издателей.
Divinity: Original Sin 2
Успех Original Sin 2 был настолько громким, что Wizards of the Coast на этот раз лично обратилась к Свену Винке и попросила его студию сделать третью часть Baldur’s Gate.
Резюмируя сказанное: Baldur’s Gate 3 — игра, к которой стремилась Larian Studios. Неудивительно, что результат превзошел все ожидания. С первых кадров видно, что разработчики не пожалели заработанных с продаж дилогии Divinity средств и вложили в создание всё, что было в кубышке. Недаром некоторые разработчики из крупных студий, включая Blizzard и Obsidian, назвали Baldur’s Gate 3 «нетипичным феноменом игровой индустрии». В отличии от компаний с неограниченными бюджетами и богатыми издателями за спиной, Larian не стала ограничиваться простенькой графикой и тоннами текста без озвучки: студия попыталась продвинуть нишевый жанр CRPG в массы, и ей это определенно удалось — учитывая статистику пикового онлайна в Steam.
Baldur’s Gate 3 — первая за долгие годы классическая ролевая игра, в которой огромная свобода действий и поистине несоизмеримая нелинейность идут рука об руку с «блокбастерностью» и кинематографичностью. Подобное вы могли видеть только в проектах ранее независимой BioWare.
Многоуровневый редактор персонажа
Три года назад мы поделились впечатлениями о ранней версии Baldur’s Gate 3, но ни слова не сказали о местном редакторе персонажа. Тогда нам этот процесс показался сущим пустяком. Лишь после знакомства с финальной версией мы осознали, что создание героя в этой игре — чуть ли не самый важный процесс для грядущего приключения.
К сожалению, разработчики не смогли реализовать полную кастомизацию внешности. Приходится выбирать лица из заготовленных пресетов
В релизной версии есть 11 рас, в каждую из которых входят несколько разновидностей подрас. Драконорожденные, например, имеют 10 разновидностей, от черного до серебряного. Каждая подраса имеет не просто особое описание и дополнительные характеристики, а дает герою уникальную внешность и особенности, которые в той или иной степени повлияют на дальнейшее прохождение. У каждой подрасы есть свои настройки внешности, заготовленные пресеты лиц и особенности строения.
Выбрав расу и настроив подходящую под отыгрыш внешность, вам дают куда более сложный и детальный редактор класса, который является основополагающим аспектом всего дальнейшего прохождения. На выбор их 12: варвар, бард, жрец, друид, воин, монах, паладин, следопыт, плут, чародей, колдун и волшебник. Думаете, на этом всё? Нет! Здесь, как и в редакторе расы, есть свои уникальные модификаторы и дополнительные особенности.
Жрецу дается на выбор подкласс с доменом, в который входят особые заклинания, а также целый пул божеств из 22 штук. Последние сыграют полезную роль в сюжете, выдавая игроку уникальные диалоги с вариантами ответов
Для непосвященного в пятую редакцию D&D игрока создание персонажа покажется тёмным лесом. Не зная, на что влияет «Разговор с животными», «Изменение облика» или «Плавное падение» можно запросто запороть прохождение на раннем этапе или упустить удивительную сюжетную подробность.
Через «Разговор с животными» мы узнали, что в стоге сена лежат запрятанные сбережения тифлингов
Класс и раса в значительной степени влияют на уникальные диалоги и сюжетные возможности, а также выбранная из пула предыстория. Хотите быть бродягой? Пожалуйста! И еще дополнительные очки навыков к ловкости рук и скрытности получите в подарок. Мы выбрали народного героя, и большинство персонажей не раз подмечали наше происхождение.
В отличии от Cyberpunk 2077, где происхождение и выбор класса влияли на 10 минут вступления и на отдельные фразочки, в Baldur's Gate 3 значимость кастомизации очень велика
Особенно удивляет возможность пройти игру за героя с уже заготовленной историей. С этими персонажами мы столкнемся в обычном прохождении за созданного с нуля героя. Игрокам, которых пугает многообразие и сложность кастомизации, дают возможность пройти Baldur’s Gate 3 за одного из спутников, словно он и есть главный герой всей истории. С другой стороны, такая опция позволяет лучше познакомиться с определенными сопартийцами, если при первом прохождении вы редко брали их в команду.
Незабываемое приключение на сотни часов
Само же повествование стартует с дорогого ролика, где иллитиды — мерзкие ктулхуобразные существа с невероятными телепатическими способностями — запихивают личинку-паразита в голову нашего героя, чтобы тот превратился в такого же иллитида. Но трансформации не суждено осуществиться: на наутилоидный корабль, на котором мы находились после похищения, напали гитьянки на своих драконах.
В этом момент герой выбирается из капсулы и понимает, что головастик в мозгу не только превращает его в жуткого монстра, но и дает телепатические способности. Наша задача — выбраться с корабля, попутно собрав первую команду: гитьянку-воина Лаэзель и эльфийку-жреца Шедоухарт.
Примечательно, что в раннем доступе мы не могли спасти Шедоухарт из капсулы. В полной версии ее можно не только спасти, но и пройти с ней весь пролог
Покинув корабль, герой осознает, что ему нужно как можно скорее избавиться от паразита в голове, чтобы не превратиться в иллитида. Такую же цель будут преследовать сопартийцы, поэтому они без особых уговоров согласятся присоединиться к приключению.
И это мы лишь кратко описали завязку, в прологе у вас уже будет несколько ключевых выборов, которые изменят всё дальнейшее повествование. Вы даже можете не договориться со спутниками и прикончить их. И это не сломает дальнейшее прохождение, не сделает его скучнее. Вся прелесть Baldur’s Gate 3 в том, что хитросплетения сюжета настолько ветвистые, что вы, независимо от выбора (правильного или неправильного), получите интересное повествование.
Дальнейшее приключение по Фаэруну будет развиваться по протоптанной дорожке Dragon Age: постепенная сборка союзников, знакомство с местными конфликтами и решение локальных проблем. Главная прелесть Baldur’s Gate 3 в том, что вас никак не ограничивают, вы свободны в изучении мира.
Первая локация заметно отличается от той версии, что мы видели в раннем доступе. Здесь и значительно улучшенная графика, и заметно расширенные возможности для исследования, и доведенные до ума квесты
Несмотря на относительно небольшой размер первой локации, вы без проблем потратите больше тридцати часов жизни. Larian отошла от привычных фабул квестовых задач — принеси, убей, поговори. Всё стало намного сложнее и продуманнее. Разработчики явно провели за D&D не один год и хорошо понимают, как именно нужно делать квесты по правилам данной ролевки. Расследования, изучение, общение, головоломки и загадки — малая часть того, что будет ждать в миссиях.
В Baldur's Gate 3 есть интересные головоломки. Приятно отвлечься от битв с разговорами и немного пошевелить мозгами
У каждого квеста несколько вариантов прохождений и развилок, последствия которых будут следовать по пятам до самого финала. Если вы спасли девушку из лап злой Карги, так еще и вернули к жизни возлюбленного, то во Вратах Балдура обязательно её встретите и получите еще один крутой квест. Если поддержали мелких карманников из расы тифлингов, то в дальнейшем они вам помогут. Всё это дарит невероятные ощущения от важности действий героя в мире игры. У каждого поступка есть последствия, а они, в свою очередь, двигают сюжет вперед. Последний раз такое можно было увидеть в Dragon Age: Origins, но и там это было не столь раскрыто, как в Baldur’s Gate 3.
Изучив первую локацию, вы можете очутиться в подземелье, которое размерами не уступает стартовой карте. Попасть туда можно несколькими способами, при этом совсем не обязательно по сюжету
Благодаря способностям, которые дает паразит, вы может читать мысли людей и получать больше информации, чем при вербальном общении. Добавьте к этому заклинания, за счет которых можно поболтать с мертвецами или дикой фауной. И поверьте, это будут не мимолетные фразы. Вы можете с легкостью пропустить целое задание, если не попытаетесь поговорить с какой-нибудь птицей.
Проработан каждый миллиметр локации. У вас всегда будет что изучить, подвигать или подергать
Основная сюжетная линия разбита на три акта, которые по продолжительности и общей сути похожи на всю трилогию Mass Effect. В первом акте мы решаем локальный конфликт и узнаем о еще более страшной угрозе, стремящейся уничтожить привычную жизнь «Забытых Королевств».
Вторая локация получилась весьма мрачной, а её квесты очень жуткими и жестокими
Во втором акте мы собираем команду, чтобы пойти на самоубийственную миссию в Цитадель, где «Абсолют» штампуют личинок иллитидов, чтобы в дальнейшем заразить ими Врата Балдура. Разработчики каждый раз будут подкидывать десяток важных выборов, которые кардинально меняют ход истории.
У автора этой статьи буквально побежали мурашки по коже, когда стало понятно, что история на момент прохождения второй главы полностью отличается от прохождения коллег по VGTimes. Каждый правильный и положительный выбор сопровождается сложными испытаниями, которые приходится преодолевать ради идеальной концовки. Такие эмоции от важности выбора и огромной вариативности мы получали лишь в старых ролевых играх — таких как Arcanum или Fallout 2.
Если пощадить Песнь ночи, то она станет ключевым союзником в решающей битве
Третья глава показывает глобальное противостояние с культом, которое впоследствии обернётся масштабным сражением с армией иллитидов и порабощенным гигантским мозгом.
Чтобы дойти до Врат Балдура, в честь которых названа игра, потребовалось более 80 часов. Сам город — это настоящий рассадник квестов, неигровых персонажей и секретов. Квесты в третьей главе из локальных историй превращаются в полноценные приключения на десятки часов. Простое задание — заложи бомбу на заводе, чтобы отключить механических стражей, — превращается в суицидальное спасение заложников из подводной тюрьмы, которое продолжается бесподобным сражением со стражами и гигантским боссом, который убивает всю команду за пару ходов.
Мы даже представить не можем, как поменяются события у игроков, которые убьют гнома на мельнице
Город Врата Балдура получился настолько большим, что голова кругом. Каждый дом, каждое заведение имеет значимость и хранит определенную историю. При этом разработчики не закидывают вас маркерами на карте, а дают самостоятельно решить, куда пойти и чем заняться.
Помогли девочке на кладбище воскресить погибшего брата и спровоцировали зомбиапокалипсис
За одно прохождение невозможно понять, сколько в игре квестов, они все переплетены, а решение одного задания влияет на доступность следующего. Baldur’s Gate 3 провоцирует редкое по современным меркам желание потратить еще одну сотню часов на повторное прохождение, чтобы посмотреть, что будет, если принимать иные решения.
Как вы относитесь к классическим ролевым играм?
Мой любимый жанр