Обнаружен наконечник стрелы, изготовленный из метеорита, упавшего 3500 лет назад

Исследователи определили, что найденный в Швейцарии наконечник стрелы бронзового века выкован из метеорита. Анализ позволил связать его с метеоритом Каалиярв (Эстония). Эта находка свидетельствует об умении мастеров того времени использовать редкие материалы и ставит вопрос о развитии торговли в бронзовом веке, предполагая древнее взаимодействие человека с небесными материалами.

Взаимодействие человека с окружающей средой всегда находилось в центре внимания археологических открытий. Некоторые из этих предметов выделяются своим происхождением или составом, позволяя получить уникальное представление о навыках и ресурсах древних цивилизаций.

Так обстоит дело с наконечником стрелы весом 2,9 г, датируемой 800-900 годами до нашей эры (т.е. бронзовым веком), найденной у озера Биль в Швейцарии в XIX веке. Наконечник входит в коллекцию Музея истории природы и была идентифицирована в феврале 2021 года. Согласно последним анализам, эта находка была выкована из метеорита. Этот факт проливает новый свет на мастерство ремесленников того времени и позволяет предположить наличие космического аспекта в отношениях между нашими предками и материалами, которые они использовали. Работа опубликована в журнале Journal of Archaeological Science.

Анализ, раскрывающий необычное прошлое

Исследователи, заботясь о сохранении целостности наконечника стрелы, выбрали неразрушающие методы анализа для определения его состава. К ним относятся оптическая микроскопия, сканирующая электронная микроскопия, рентгеновская томография, рентгеновская флуоресценция, мюонно-индуцированная рентгеновская эмиссия (MIXE) и высокочувствительная гамма-спектрометрия.

Рентгенотомографические срезы наконечника стрелы Мёриген. Наиболее яркие (= наиболее плотные) участки соответствуют металлу железа.

Полученные результаты подтверждают, что наконечник стрелы действительно был выкован из метеорита, о чем говорится в пресс-релизе Музея. Обнаружение алюминия 26 доказывает, что метеорит подвергался воздействию космического излучения в течение длительного времени пребывания в космосе.

Гамма-спектр наконечника стрелы Мериген, полученный в подземной лаборатории GeMSE. На врезке показан небольшой, но значительный космогенный пик 26Al при 1808,7 кэВ

В частности, в его элементном составе обнаружены заметные концентрации никеля и кобальта — элементов, обычно встречающихся в железных метеоритах. Такие метеориты представляют собой фрагменты астероидов, состоящие в основном из железа и никеля, и их присутствие на Земле является результатом космических столкновений.

Особенно интригует то, что происхождение этой стрелы не совпадает с полем рассеяния железных метеоритов Тваннберг. Это поле, расположенное недалеко от места обнаружения стрелы, известно как область, где было найдено множество фрагментов железных метеоритов.

Место находки наконечника стрелы на озере Биль находится всего в нескольких километрах к югу от места обнаружения метеорита Тваннберг и его фрагментов (обведено желтым).

При содержании никеля около 8,3 % содержание этого элемента в наконечнике стрелы почти в два раза выше, чем в метеорите Тваннберг. Высокое содержание германия также указывает на то, что это, скорее всего, метеорит типа IAB.

Содержание железа, кобальта и никеля в наконечнике стрелы в сравнении с метеоритом Тваннберг.

Кроме того, можно было показать, что довольно низкая концентрация алюминия-26 указывает на то, что образец был взят из внутренней части метеорита, который первоначально имел массу не менее 2 тонн. В Европе известно всего несколько крупных железных метеоритов IAB. Это говорит о том, что сырье, использованное для изготовления этой стрелы, могло быть получено из другого источника, возможно, даже из отдаленного региона.

Более вероятный источник: Каалиярв

В Европе есть несколько мест, где на протяжении веков падали метеориты. Среди них выделяется Каалиярв в Эстонии. С метеоритом Каалиярв связано важное событие. В результате падения этого метеорита образовалось несколько кратеров диаметром до 100 м, что свидетельствует о его значительном воздействии на регион. Это событие произошло около 1500 г. до н.э., что совпадает с бронзовым веком.

Бронзовый век, длившийся примерно с 2200 по 800 гг. до н.э., был отмечен значительным технологическим прогрессом, особенно в области металлообработки. Нахождение фрагментов Каалиярвского метеорита в этот период позволяет предположить, что мастера могли наткнуться на эти фрагменты во время своих исследований или путешествий. Возможно, их привлекли особые свойства этих метеоритных осколков.

Находка в Швейцарии стрелы, состав которой, по-видимому, совпадает с составом эстонского метеорита, позволяет предположить, что мастера бронзового века не только знали о существовании этих небесных осколков, но и ценили их, внедряя в свои изделия, демонстрируя свою любознательность и изобретательность.

Значение для археологических исследований

Помимо технического аспекта, эта находка открывает окно в сложную сеть обмена, существовавшую в эпоху бронзы. Метеоритное железо не было распространенным материалом, и его использование ставит вопрос о том, откуда оно взялось и как его транспортировали.

Как материал из метеорита, упавшего в Эстонии, оказался в руках ремесленников в Швейцарии? Это говорит о существовании хорошо налаженных торговых путей, по которым на большие расстояния перевозились драгоценные и редкие товары. Эти обмены не ограничивались только товарами, но и служили средством распространения идей, технологий и культур.

Наконец, наконечник стрелы, изготовленный из метеоритного железа, заставляет нас задуматься об истинных масштабах использования подобных материалов в то время. Если обнаружен такой наконечник стрелы, то сколько еще предметов, изготовленных из метеоритов, покоятся в земле и ждут своего часа?