Телескоп Джеймс Уэбб обнаружил метан и углекислый газ в атмосфере экзопланеты К2-18 b

На этой иллюстрации показано, как могла бы выглядеть экзопланета K2-18 b на основе научных данных.

Молекулы, содержащие углерод, были обнаружены в атмосфере экзопланеты K2-18 b международной командой астрономов с использованием данных космического телескопа Джеймс Уэбб.

Результаты согласуются с экзопланетой, которая может содержать покрытую океаном поверхность под богатой водородом атмосферой. Это открытие дает захватывающий взгляд на планету, не похожую ни на что другое в нашей солнечной системе, и раскрывает интересные перспективы относительно потенциально обитаемых миров в других частях Вселенной.

Новое исследование с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб экзопланеты K2-18 b, которая в 8,6 раз массивнее Земли, выявило наличие молекул, содержащих углерод, включая метан и углекислый газ. Открытие Уэбба дополняет недавние исследования, предполагающие, что K2-18 b может быть экзопланетой Hycean, которая потенциально может обладать богатой водородом атмосферой и поверхностью, покрытой водным океаном.

Первое понимание свойств атмосферы этой экзопланеты, находящейся в обитаемой зоне, было получено в результате наблюдений с помощью космического телескопа НАСА «Хаббл», что побудило к дальнейшим исследованиям, которые с тех пор изменили понимание системы.

K2-18 b вращается вокруг холодного карлика K2-18 в обитаемой зоне и находится на расстоянии 120 световых лет от Земли в созвездии Льва.

Экзопланеты, такие как K2-18 b, размеры которых находятся между Землей и Нептуном, не похожи ни на что в нашей Солнечной системе. Отсутствие эквивалентных близлежащих планет означает, что эти «субНептуны» плохо изучены, а природа их атмосфер является предметом активных дискуссий среди астрономов.

Предположение о том, что субНептун K2-18 b может быть экзопланетой Hycean, интригует, поскольку некоторые астрономы считают, что эти миры являются многообещающей средой для поиска доказательств существования жизни на экзопланетах.

«Наши результаты подчеркивают важность рассмотрения разнообразных обитаемых сред при поиске жизни в других местах», — объяснил Никку Мадхусудхан, астроном из Кембриджского университета и ведущий автор статьи, объявляющей об этих результатах.

«Традиционно поиски жизни на экзопланетах сосредотачивались в первую очередь на небольших скалистых планетах, но более крупные хайцевские миры значительно более удобны для атмосферных наблюдений».

Обилие метана и углекислого газа, а также нехватка аммиака подтверждают гипотезу о том, что под богатой водородом атмосферой в K2-18 b может существовать водный океан.

Эти первоначальные наблюдения Уэбба также позволили обнаружить молекулу под названием диметилсульфид (DMS). На Земле ее производит только жизнь. Основная часть DMS в атмосфере Земли выделяется из фитопланктона в морской среде.

Вывод о присутствии DMS пока не очень надежен и требует дальнейшей проверки. «Предстоящие наблюдения Уэбба должны быть в состоянии подтвердить, действительно ли DMS присутствует в атмосфере K2-18 b на значительных уровнях», — объяснили ученые.