Наскальные рисунки каменного века найдены в испанской пещере

0 0

Наскальные рисунки каменного века найдены в испанской пещере

В течение последних 24 000 лет или около того на стенах пещеры недалеко от Валенсии на востоке Испании сохранилось скрытое святилище палеолитического наскального искусства, хранящее подсказки о древних художниках и мире, в котором они жили.

Сама пещера хорошо известна местным жителям и спелеологам, однако более 110 картин и гравюр оставались незамеченными до июня 2021 года, когда исследователи из Университета Сарагосы и Университета Аликанте  нашли их примерно в 400 метрах от входа в пещеру.

Пещера может дать особенно ценные сведения о людях палеолита и их среде обитания.

Как сообщают авторы исследования, пещера, расположенная на участке под названием Кова-Донес недалеко от средиземноморского побережья Испании, хранит множество хорошо сохранившихся наскальных рисунков, созданных людьми более 24 000 лет назад, включая как минимум 19 изображений дикой природы. Наскальные рисунки каменного века найдены в испанской пещереНаскальные рисунки каменного века найдены в испанской пещереРасписная голова зубра — первая фигура животного, обнаруженная в Кова-Донес. (Руис-Редондо/Барсиела/Марторель)

Помимо нескольких лошадей и благородных оленей (плюс пары неопознанных животных), исследователи обнаружили два изображения зубров — вымершего вида крупного рогатого скота, который считается предком современного крупного рогатого скота.

«Когда мы увидели первого нарисованного зубра, мы сразу же осознали его важность», — говорит соавтор исследования Айтор Руис-Редондо, старший преподаватель предыстории Университета Сарагосы в Испании и научный сотрудник Университета Саутгемптона в Великобритании.

Обилие и разнообразие палеолитического искусства в этой пещере редкость для Восточной Иберии, добавляет он, где обычно отсутствуют впечатляющие галереи древних наскальных рисунков, найденных в близлежащих регионах на севере.

«Хотя Испания является страной с наибольшим количеством памятников палеолитического наскального искусства, большинство из них сосредоточено на севере Испании», — говорит Руис-Редондо . «Восточная Иберия — это территория, где до сих пор зарегистрировано лишь несколько таких мест».

И хотя этот первый зубр намекал на важность пещеры, только после дальнейшего исследования исследователи осознали масштабы того, что они нашли.

«Однако настоящий шок от осознания его значения произошел спустя много времени после первого открытия», — говорит Руис-Редондо . «Как только мы начали надлежащее систематическое исследование, мы поняли, что столкнулись с крупным памятником наскального искусства, подобным тем, которые можно найти в других местах в Кантабрийской Испании, на юге Франции или в Андалусии, но которых совершенно нет на этой территории».

Исследователи отмечают, что во Франко-Кантабрийском регионе находится более 70 процентов всех известных мест палеолитического наскального искусства , хотя в последние годы были сделаны новые открытия в других частях Европы и Азии, что дает более широкое представление о художественной сцене позднего плейстоцена.

Они добавляют, что в Восточной Иберии действительно есть несколько известных памятников наскального искусства плейстоцена, но они, как правило, мало распространены и редко включают нарисованные фигуры, из которых ранее в регионе были известны только три. Это делает еще более удивительным и интригующим обнаружение этого массива наскального искусства в этой части Пиренейского полуострова, намекающего на то, как много нам еще предстоит узнать о человеческой культуре и символике палеолита.

Авторы исследования пишут, что на месте Кова-Донес есть единственная пещера-галерея глубиной около 500 метров, и, несмотря на некоторые предыдущие открытия, датированные железным веком, не было никаких намеков на присутствие людей палеолита, пока Руис-Редондо и его коллеги не начали поиски в 2021 году.

Они обнаружили 110 различных графических элементов в трех зонах пещеры с разнообразием мотивов и художественных методов, что позволяет предположить, что это может быть одно из самых важных мест для наскального искусства на средиземноморском побережье Пиренейского полуострова, пишут исследователи.

Возможно, это даже самое большое количество палеолитических мотивов, найденных в любой пещере Европы с 2015 года, когда археологи, исследующие пещеру Атсурра , также обнаружили множество картин и гравюр, многие из которых изображали животных.

Пещера в Кова-Донесе включает в себя гравюры, выполненные в типичном контурном стиле, сообщают исследователи, но художники также заштриховали некоторые фигуры, соскребая осадки известняка со стен — техника, которая, как сообщается, редко встречается в наскальном искусстве палеолита и неслыханна в Восточной Иберии. 

Картины в пещере также необычны, поскольку большинство из них были сделаны из богатой железом красной глины вместо более распространенного разбавленного порошка охры или марганца.

«Животных и знаки изображали, просто проводя пальцами и ладонями, покрытыми глиной, по стенам, — говорит Руис-Редондо. — Влажная среда пещеры сделала все остальное: картины высыхали довольно медленно, предотвращая быстрое падение частей глины, в то время как другие части были покрыты слоями кальцита, которые сохранили их до наших дней».

Исследователи отмечают, что такая техника рисования на глине редко встречается в палеолитическом наскальном искусстве, но, по-видимому, это основной метод, используемый доисторическими художниками Кова-Донеса. Авторы добавляют, что работа в Кова-Донес еще далека от завершения: еще предстоит задокументировать еще больше произведений искусства, а еще больше участков пещеры еще ждут исследования.

Исследование было опубликовано в журнале Antiquity.

Источник: poisknews.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy