Астрономы заметили на Сатурне 100-летние штормы
Шторм 2010 года настиг сам себя в 2011 году, примерно через три месяца после того, как он был впервые обнаружен. © NASA/JPL/Space Science Institute

Атмосфера Сатурна может быть не такой ярко выраженной, как у Юпитера, но она и не такая спокойная, как может показаться на первый взгляд. Есть, конечно, уникальный, изменяющий цвет гексагональный полярный вихрь, но глубоко под облаками метана, воды и аммиака лежит бурная среда, где невероятные суперштормы могут формироваться, изменяться и менять планету на протяжении веков.

Космический аппарат «Кассини» впервые изучил впечатляющий супершторм, формирующийся на Сатурне в 2010 году, и с тех пор было задокументировано еще пять подобных вихрей.

Любопытно, что они появляются периодически, каждые 20-30 лет. Точный механизм их образования до сих пор неизвестен, но новые наблюдения выявили некоторые идеи и даже новый шторм.

Используя радионаблюдения, астрономы заглянули под облака Сатурна, чтобы увидеть, где формируются бури.

Они нашли множество свидетельств гигантских штормов в средних широтах, которые, как известно, были на планете, но они также обнаружили серию штормов вокруг экватора, которым около 100 лет, и даже незарегистрированный полярный шторм, который может быть еще старше.

Астрономы заметили на Сатурне 100-летние штормы
Гексагональный шторм Сатурна представляет собой постоянную, приблизительно шестиугольную форму облаков вокруг северного полюса планеты Сатурн, расположенную примерно на 78 ° северной широты. Стороны шестиугольника имеют длину около 14 500 км, что примерно на 2000 км больше диаметра Земли.

«В радиодиапазоне мы проводим зондирование под видимыми слоями облаков на планетах-гигантах. Поскольку химические реакции и динамика изменяют состав атмосферы планеты, необходимы наблюдения под этими слоями облаков, чтобы определить истинный состав атмосферы планеты, ключевого параметра для моделей формирования планет», — пояснил в своем заявлении профессор Ченг Ли из Мичиганского университета.

«Радионаблюдения помогают охарактеризовать динамические, физические и химические процессы, включая перенос тепла, образование облаков и конвекцию в атмосферах планет-гигантов как в глобальном, так и в локальном масштабе».

Новые наблюдения показывают, что шторм 2010 года разделился на два, движущихся в противоположных меридиональных направлениях.

Довольно интригующая загадка о том, как эти невероятные атмосферные явления формируются и ведут себя, когда дело доходит до экстремальных условий планет-гигантов.

Планеты-гиганты в Солнечной системе намного больше, чем наша планета, но немногие вещи действительно так ярко отражают разницу в размерах, как их бури.

Большое темное пятно на Нептуне — это ураган размером с нашу планету, а Большое красное пятно на Юпитере вместило бы в себя три Земли. Уран может быть похож на Сатурн тем, что имеет однородную атмосферу, но инфракрасный свет показывает, что у него также бывают бури.

«Понимание механизмов крупнейших штормов в Солнечной системе помещает теорию ураганов в более широкий космический контекст, бросая вызов нашим текущим знаниям и раздвигая границы земной метеорологии», — говорят ученые.

Исследование опубликовано в Science Advances.

Источник: ab-news.ru