Как повысить свою продуктивность с эффектом Зейгарник

0 0

Как повысить свою продуктивность с эффектом Зейгарник

Эффект Зейгарник описывает то, как незавершенные задачи остаются активными в нашем уме, вторгаясь в наши мысли и наш сон до тех пор, пока они не будут решены, так же как голодный человек замечает каждый ресторан и аппетитный запах по пути домой, а затем теряет всякий интерес к ним, когда он поужинал. Вы, возможно, сами заметили этот эффект во время экзаменов в школе, когда вы зубрили перед экзаменом, сдали его, а затем быстро забыли все, что вы только что выучили, потому что вам больше не нужна была эта информация.

Как все началось

Эффект назван в честь Блюмы Зейгарник, советского психолога и психиатра. Как гласит история, однажды вечером она ужинала в берлинском ресторане с большой группой коллег, когда заметила впечатляющую способность своего официанта запоминать все сложные заказы на еду и напитки.

После того, как все поели и вышли из ресторана, Блюма Зейгарник поняла, что забыла свою сумочку, поэтому пошла обратно, нашла официанта, который их обслуживал, и попросила его о помощи. Но он не помнил ее и не помнил, где она сидела.

Когда она спросила его, как он мог забыть ее так быстро, официант извинился и сказал ей, что он всегда забывал свои заказы (и клиентов), как только еда была доставлена ​​и оплачена.

Единственный способ, которым он мог выполнять свою работу, заключался в том, чтобы сосредоточиться исключительно на открытых заказах, с которыми ему все еще приходилось иметь дело. Это предполагало, что незавершенные задачи остаются в уме до тех пор, пока они не будут выполнены. Зейгарник решила провести свою исследование.

В серии экспериментов она попросила разные группы детей и взрослых выполнить около 18 простых задач, таких как нанизывание бус, решение головоломок, решение математических задач и складывание бумаги. Она позволила половине участников выполнить свои задачи и прервала другую половину на полпути, попросив их перейти к чему-то другому.

Через час она попросила участников описать, над чем они работали. Она обнаружила, что те, кому прервали работу, примерно в два раза чаще вспоминали, что они делали, чем те участники, которые действительно выполнили задания.

Серия экспериментов также выявила некоторые модифицирующие факторы: задачи, которые были прерваны в середине или ближе к концу, с большей вероятностью вспоминались, чем те, которые были прерваны в начале; задачи, которые казались трудными или выходящими за рамки человеческих возможностей, обычно забывались, а уставшие люди чаще вспоминали выполненные задачи.

Были также значительные различия между результатами людей: те, кто был более «амбициозным» — то есть конкурентоспособным — или больше интересовался поставленной задачей, лучше запоминали незавершенные задачи и быстрее забывали задачи, когда они были выполнены.

Эффект Зейгарник впоследствии изучался многими другими исследователями, которые с разной степенью успеха воспроизводили результаты экспериментов. Сорок лет спустя в обзоре их исследования, проведенном американским психологом Эрлом Баттерфилдом, был сделан вывод о том, что не существует универсальной модели вспоминать незавершенные задачи, но наблюдаемые различия в результатах, вероятно, связаны с мотивацией.

Некоторым душевным спокойствием наслаждались участники, приверженные определенному будущему курсу действий. Иными словами, мысли «мне следует заниматься спортом» беспокоят подсознание, потому что привлекают внимание к неудовлетворенным целям и оставляют подсознание неуверенным в том, как действовать дальше.

Но как только сознание произносит: «Я пойду на пробежку завтра утром перед работой», бессознательное точно знает, как действовать дальше, и ему больше не нужно беспокоить сознание навязчивыми мыслями о физических упражнениях.

Когда дело доходит до отключения мыслей о незаконченной работе, одним из способов достижения душевного спокойствия может быть способ посвятить некоторое время в конце каждого дня обзору достижений за день, а затем записать, что еще нужно сделать и как.

Но другим способом может быть делегирование полномочий — было показано, что размышления о том, как другие люди могут помочь достичь цели, снижают мотивацию человека тратить усилия на достижение этой цели. До тех пор, пока срочность цели уменьшается, а необходимость действовать откладывается, навязчивые мысли могут исчезнуть. Вашему подсознанию нравится, когда план складывается воедино. Как бы то ни было, все складывается вместе.

Источник: ab-news.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy