Каждый раз обещаю рассказывать что-то фотографическое и забываю, или попросту не хватает времени. А пока стою на чистеньком и теплом море, чем не повод немного обратиться в фотографическую тему!?
Итак, сегодня разбор форматов или соотношения сторон фотографий. Начнем с незыблемой классики — формат 3:2 (фото выше). Классика потому, что большинство фотоаппаратов всех времен и народов делали кадры именно с этим соотношением, коих на 35-миллиметровой пленке выходило 36 стабильных + 1, 2, а то и 3 кадра дополнительных, в зависимости от производителя и умения заряжать пленку. Этот формат по умолчанию используют практически все зеркальные и большинство беззеркальных камер.
Обсуждать формат 3:2 наверно не стоит, потому что это самый привычный глазу формат фотографий. По сути это альбомный лист бумаги или фотография 20х30 или 15х20 см. Этот формат максимально удобен и для пейзажной/альбомной ориентации (горизонтально) и для портретной (вертикальной). Удобен для кадрирования и использования в печатных СМИ классического дизайна (это я вам как бывший редактор говорю). Кроме всего прочего, пространства кадра достаточно для включения в него всего необходимого.
Формат 16:9 наиболее известен и популярен у тех, кто снимает видео. Это такой же классический стандарт в видео, как в фотографии 3:2. Однако, по тем или иным причинам, в современной цифровой фотографии этот формат тоже доступен, хотя используется очень редко. В пленочной фотографии этот формат не использовался вообще, или я не знаю камер, которые с ним работали.
Учитывая, что интернет стерпит все, формат 16:9 для пейзажной фотографии в пейзажной/альбомной ориентации, а вот для портретов это самый менее удобный формат, так как будет представлять вытянутую карточку. Впрочем, если снимать фото для сториз в Инстаграм, то лучше делать это в формате 16:9, который более будет соответствовать "Инсте".
Я не использую формат 16:9 никогда, даже снимая "обложки" для видео, которые мне всегда проще кадрировать в программе обработки, чем сразу делать заготовку с нужным соотношением сторон. Но вот если не планируется постобработка, то…
Формат 4:3 можно считать вторым общепринятым форматом кадра, так как именно это соотношение сторон используется многими цифровыми "мыльницами" или такими фотографическими монстрами как Olympus, с недавних пор ставший OM System.
Формат 4:3, несмотря на "необычность" многим знаком с детства. Это те самые фотографии 9х12 см. Многие помнят как при печати надо было ответить на вопрос: печатаем с полями или кадрируем.
Я владел многими камерами Olympus и поэтому привык к формату 4:3. Плюс для того же Дзена, например, считаю его наиболее интересным, так как фотография показывается в лучшем виде. Тогда как для Drive2, например, больше подходят 3:2 или вообще 16:9.
Формат очень удобный и по-настоящему универсальный. Может быть пейзажники чуть поворчат, но в остальном этот формат действительно пригоден для максимального числа сцен, а для портрета дает чуть более приятную по ширине вертикальную ориентацию.
Если на моей камере стандартом является соотношение 3:2, например, на Sony или Fujifilm, то специально 4:3 я ставить не буду, но в редакторе часто кадрирую снимки именно с этим форматом, который нравится мне иногда гораздо больше, чем формат 3:2.
Ну, что, инстаграмщики… узнали!? Вот только квадратный формат кадра придумал совсем не Instagram. Задолго до этого приложения, пленочные камеры уже использовали этот формат кадра, например, в свое время я снимал на среднеформатную Yaschica 124G, у которой был кадр 6х6 см, а на пленке помещалось всего 12 кадров. Тогда для меня, привыкшего к 35-миллиметровому формату 3:2, это был настоящий взрыв мозга.
Квадрат — это совершенное творение геометрии фотографии. Нет ни альбомной, ни портретной ориентации, есть только чистое пространство, которое надо заполнить изображением. В квадрате действуют другие принципы построения кадра, чем в прямоугольнике, тем самым делая съемку более интересной. Но надо именно снимать "в квадрат", а не кадрировать снимок потом в редакторе, тогда получится почувствовать разницу в подходе.
Я не часто использую квадратный формат кадра, т.к. чаще всего фото нужны для сайтов журналов или блогов, а не только для Инстаграм. Публиковать квадрат в журнале, например, это головоломка для верстки, хотя и может сделать страницу визуально более затейливой. Но иногда я все же включаю режим 1:1 и снимаю в него. Обычно я это делаю сразу в черно-белом или каком-то замороченном цветовом профиле, чтобы это был сразу кадр "для Инсты", а не для работы.
Ну, что, подвел вас к самому интересному — формату кадра 5:4. Это не самый распространенный формат вообще, но у него есть огромный творческий потенциал. Инстаграмщики сейчас сразу вспомнят формат 7:5, который "помещается" в ленту приложения, но это немного не то.
Формат 5:4 очень сильно приближен к квадрату (разница сторон всего 20%, что является минимумом в фотографических стандартах, не считая соотношения 1:1). Тем не менее, это не квадрат, поэтому мозгу придется немного поработать, чтобы заполнить это пространство, варьируя между квадратом и прямоугольником с привычным соотношением сторон. Кстати, в Инстаграм или в том же Дзене этот соотношение сторон будет очень даже неплохо смотреться.
На формат 5:4 я "подсел" совсем недавно, использую его не часто, но все же использую. Как уже упоминал, это отличная тренировка для мозга, если вы снимаете обдуманно, конечно, а не просто дубасите кадр, не глядя по его границам и не задумываясь о компоновке.
Я всегда стараюсь снять кадр так, чтобы его не пришлось потом резать, если только не надо делать "кроп". Поэтому всегда стараюсь сразу контролировать границы кадра и то, что в него поместилось. Фото из иллюстрация не высокохудожественные и сняты за пару минут, выйдя из кемпера, но все они не подверглись обработке или кадрированию, а показаны так, как есть, как сняты изначально. Как видите, по краям кадра ничего лишнего ни в одном снимке, а в "тело" поместилось все, что мне нужно было поместить. Исключение составляет лишь третий кадр, да и то потому, что ветер трепал эти цветы нещадно и вылавливать было лень.
Итак, теперь вы знакомы со всеми форматами фотографий, доступных в цифровых фотоаппаратах или даже телефонах. Теперь попробуйте изменить формат кадра и поснимать, но постарайтесь сделать так, чтобы вам не захотелось потом кадрировать или что-то менять, потому что только в этом случае мозг будет правильно работать и оценивать кадр.
Ну а если у вас остались вопросы или вы хотите что-то спросить или пожелать увидеть в будущих публикациях про фотографию и фотосъемку, то велкам в комментарии.
P.S. Изображения не были подвергнуты редактуре. Цветовая палитра изначально настроена в фотокамере, в которой у меня присутствуют несколько разных сохраненных имитаций пленки или просто интересных мне настроек цвета, контраста и т.п.