Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого…

0 1

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

Каждый раз обещаю рассказывать что-то фотографическое и забываю, или попросту не хватает времени. А пока стою на чистеньком и теплом море, чем не повод немного обратиться в фотографическую тему!?

Итак, сегодня разбор форматов или соотношения сторон фотографий. Начнем с незыблемой классики — формат 3:2 (фото выше). Классика потому, что большинство фотоаппаратов всех времен и народов делали кадры именно с этим соотношением, коих на 35-миллиметровой пленке выходило 36 стабильных + 1, 2, а то и 3 кадра дополнительных, в зависимости от производителя и умения заряжать пленку. Этот формат по умолчанию используют практически все зеркальные и большинство беззеркальных камер.

Обсуждать формат 3:2 наверно не стоит, потому что это самый привычный глазу формат фотографий. По сути это альбомный лист бумаги или фотография 20х30 или 15х20 см. Этот формат максимально удобен и для пейзажной/альбомной ориентации (горизонтально) и для портретной (вертикальной). Удобен для кадрирования и использования в печатных СМИ классического дизайна (это я вам как бывший редактор говорю). Кроме всего прочего, пространства кадра достаточно для включения в него всего необходимого.

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

Формат 16:9 наиболее известен и популярен у тех, кто снимает видео. Это такой же классический стандарт в видео, как в фотографии 3:2. Однако, по тем или иным причинам, в современной цифровой фотографии этот формат тоже доступен, хотя используется очень редко. В пленочной фотографии этот формат не использовался вообще, или я не знаю камер, которые с ним работали.

Учитывая, что интернет стерпит все, формат 16:9 для пейзажной фотографии в пейзажной/альбомной ориентации, а вот для портретов это самый менее удобный формат, так как будет представлять вытянутую карточку. Впрочем, если снимать фото для сториз в Инстаграм, то лучше делать это в формате 16:9, который более будет соответствовать "Инсте".

Я не использую формат 16:9 никогда, даже снимая "обложки" для видео, которые мне всегда проще кадрировать в программе обработки, чем сразу делать заготовку с нужным соотношением сторон. Но вот если не планируется постобработка, то…

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

Формат 4:3 можно считать вторым общепринятым форматом кадра, так как именно это соотношение сторон используется многими цифровыми "мыльницами" или такими фотографическими монстрами как Olympus, с недавних пор ставший OM System.

Формат 4:3, несмотря на "необычность" многим знаком с детства. Это те самые фотографии 9х12 см. Многие помнят как при печати надо было ответить на вопрос: печатаем с полями или кадрируем.

Я владел многими камерами Olympus и поэтому привык к формату 4:3. Плюс для того же Дзена, например, считаю его наиболее интересным, так как фотография показывается в лучшем виде. Тогда как для Drive2, например, больше подходят 3:2 или вообще 16:9.

Формат очень удобный и по-настоящему универсальный. Может быть пейзажники чуть поворчат, но в остальном этот формат действительно пригоден для максимального числа сцен, а для портрета дает чуть более приятную по ширине вертикальную ориентацию.

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

Если на моей камере стандартом является соотношение 3:2, например, на Sony или Fujifilm, то специально 4:3 я ставить не буду, но в редакторе часто кадрирую снимки именно с этим форматом, который нравится мне иногда гораздо больше, чем формат 3:2.

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

Ну, что, инстаграмщики… узнали!? Вот только квадратный формат кадра придумал совсем не Instagram. Задолго до этого приложения, пленочные камеры уже использовали этот формат кадра, например, в свое время я снимал на среднеформатную Yaschica 124G, у которой был кадр 6х6 см, а на пленке помещалось всего 12 кадров. Тогда для меня, привыкшего к 35-миллиметровому формату 3:2, это был настоящий взрыв мозга.

Квадрат — это совершенное творение геометрии фотографии. Нет ни альбомной, ни портретной ориентации, есть только чистое пространство, которое надо заполнить изображением. В квадрате действуют другие принципы построения кадра, чем в прямоугольнике, тем самым делая съемку более интересной. Но надо именно снимать "в квадрат", а не кадрировать снимок потом в редакторе, тогда получится почувствовать разницу в подходе.

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

Я не часто использую квадратный формат кадра, т.к. чаще всего фото нужны для сайтов журналов или блогов, а не только для Инстаграм. Публиковать квадрат в журнале, например, это головоломка для верстки, хотя и может сделать страницу визуально более затейливой. Но иногда я все же включаю режим 1:1 и снимаю в него. Обычно я это делаю сразу в черно-белом или каком-то замороченном цветовом профиле, чтобы это был сразу кадр "для Инсты", а не для работы.

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

Ну, что, подвел вас к самому интересному — формату кадра 5:4. Это не самый распространенный формат вообще, но у него есть огромный творческий потенциал. Инстаграмщики сейчас сразу вспомнят формат 7:5, который "помещается" в ленту приложения, но это немного не то.

Формат 5:4 очень сильно приближен к квадрату (разница сторон всего 20%, что является минимумом в фотографических стандартах, не считая соотношения 1:1). Тем не менее, это не квадрат, поэтому мозгу придется немного поработать, чтобы заполнить это пространство, варьируя между квадратом и прямоугольником с привычным соотношением сторон. Кстати, в Инстаграм или в том же Дзене этот соотношение сторон будет очень даже неплохо смотреться.

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

На формат 5:4 я "подсел" совсем недавно, использую его не часто, но все же использую. Как уже упоминал, это отличная тренировка для мозга, если вы снимаете обдуманно, конечно, а не просто дубасите кадр, не глядя по его границам и не задумываясь о компоновке.

Я всегда стараюсь снять кадр так, чтобы его не пришлось потом резать, если только не надо делать "кроп". Поэтому всегда стараюсь сразу контролировать границы кадра и то, что в него поместилось. Фото из иллюстрация не высокохудожественные и сняты за пару минут, выйдя из кемпера, но все они не подверглись обработке или кадрированию, а показаны так, как есть, как сняты изначально. Как видите, по краям кадра ничего лишнего ни в одном снимке, а в "тело" поместилось все, что мне нужно было поместить. Исключение составляет лишь третий кадр, да и то потому, что ветер трепал эти цветы нещадно и вылавливать было лень.

Форматы фотографий. Руководство для начинающих или сравнение несравнимого...

Итак, теперь вы знакомы со всеми форматами фотографий, доступных в цифровых фотоаппаратах или даже телефонах. Теперь попробуйте изменить формат кадра и поснимать, но постарайтесь сделать так, чтобы вам не захотелось потом кадрировать или что-то менять, потому что только в этом случае мозг будет правильно работать и оценивать кадр.

Ну а если у вас остались вопросы или вы хотите что-то спросить или пожелать увидеть в будущих публикациях про фотографию и фотосъемку, то велкам в комментарии.

P.S. Изображения не были подвергнуты редактуре. Цветовая палитра изначально настроена в фотокамере, в которой у меня присутствуют несколько разных сохраненных имитаций пленки или просто интересных мне настроек цвета, контраста и т.п.

По материалам: dzen.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy