Forspoken — первая ААА-игра 2023 года, которую, кажется, вообще никто не ждал. Рекламная кампания была настолько скромной, что многие до сих пор даже не знают о существовании проекта. Тем не менее издатель Square Enix еще до релиза заявлял, что полностью уверен в успехе. Нам обещали красочный открытый мир с магией и графикой, которой прежде не бывало в RPG. Что ж, реальность полна разочарований. Я прошел игру на PS5 и сразу хочу сказать главное — тратить время и деньги на Forspoken не стоит. И вот почему…
Околдуй меня, если сможешь
Впервые игру анонсировали красочным тизером, где от графики действительно захватывало дух. Тогда проект носил название Project Athia. Прошло два года и трейлеры уже Forspoken сразу же показали, что произошел даунгрейд. Выглядела новинка неплохо, но ничего выдающегося.
После релиза пошли отзывы, что проект еле-еле идет на видеокарте GeForce 4090, а уж на PS5 творился сущий ад. Я проходил игру на консоли и готов подтвердить: дальность прорисовки в три метра, проваливающиеся в текстуры персонажи и баги — на месте. В самом начале рандомный NPC просто застрял на дороге и несколько минут шел в столб.
Именно он целенаправленно сражался со столбом
При этом такая требовательность абсолютно ничем не обоснована. Открытый мир поделён на несколько биомов, которые отличаются примерно ничем. В 90% случаев вы будете путешествовать по безжизненным полям, пустыням и равнинам с разным цветокором, изредка встречая руины поселений. Пустота окружения обоснована сюжетом, но необходимость открытого мира вызывает вопросы. Кажется, что Forspoken гораздо больше подошел бы формат какой-нибудь Uncharted 4: A Thief’s End с большими уровнями и заставками в промежутках.
Внимательные геймеры заметят в пейзажах нечто знакомое — и не зря. Многое напоминает Final Fantasy 15 сильнее, чем стоило бы. Иногда создается впечатление, что модели взяты прямиком из приключений Ноктиса. Подозрения обоснованы, ведь студия Luminous Productions создана из бывших разработчиков «Последней фантазии», да и движок тот же самый.
Если что, это режим качества, а не производительности
Однако у Forspoken есть проблема посерьезнее — подзагрузки. Хотите бесшовный мир в некстгене, а ваша PS5 грузит Horizon Forbidden West за доли секунд? Забудьте. Экран затемняется, а игра загружается почти после каждого диалога, начала и конца квеста, а также действия в заданиях. В ходе одного увлекательного мероприятия придётся покормить четырех овец. После каждой в центре появляется надпись «Вы покормили овцу». Происходящее при этом ставится на полную паузу.
А ты не забыл покормить овцу?
Почему ААА-игра 2023 года не может обойтись без стольких очевидных подзагрузок и пауз — загадка. А ведь хватает и неочевидных затягиваний происходящего. Если вам нужно забраться на самый верх башни, будьте уверены, что пройдете каждый этаж, никаких кат-сцен или автоматических перемещений. Это особенно раздражает внутри единственного города с людьми — Ципале. Именно там проходят все побочные миссии и отключается режим скоростного паркура, приходится постоянно медленно бегать из стороны в сторону.
Если по каким-то загадочным причинам вы всё-таки решили поиграть в Forspoken, сразу же поставьте в настройках автоматический сбор предметов. Нельзя просто так открыть сундук, нужно нажать еще одну кнопку, чтобы забрать содержимое. Однако самое классное — это автоматическое открытие архива по поводу и без. В какой-то момент может показаться, что вы читаете энциклопедию, а не проходите экшен-RPG. Причем в архиве рассказаны важные детали сюжета, которые было бы неплохо узнать из самой игры.
Такое искусственное затягивание геймплея — одна из самых ярких особенностей новинки. Разработчики настолько не заботятся о времени игрока, что доводят ситуацию до абсурда. Бегая по городу, вы заметите, что важные события, в которых можно поучаствовать, появляются на карте постепенно. То есть вы разговариваете с персонажем. Идете по своим делам в город и через некоторое время обнаруживаете, что вам снова нужно к этому персонажу. На утомительных хождениях построены абсолютно все побочки, поэтому выполнять их не хочется. Вам буквально не дают перейти к следующей сюжетной миссии, оттягивая этот момент всеми возможными средствами.
К тому же разработчики как будто в насмешку предупреждают, что некоторые события и задания доступны лишь на определенном этапе истории. То есть нельзя пройти основной квест и быстренько добить все побочные — они просто исчезнут. Вот и получается, что между забегами по полям вы будете устраивать нудные пробежки в городе.
Любой, кто проходил хоть одну RPG, сразу поймет, куда попал. Карта пестрит от значков и точек интереса, авторы даже заботливо показывают, какие конкретно награды вы получите после выполнения. Вот только ничего кроме бесполезного снаряжения, записок в архив или ресурсов вас не ждет. Тратить время на однообразное собирательство мало кому понравится, тем более что сама игра никак к этому не мотивирует. Весь сюжет можно пройти в начальном костюме.
Это лишь малая часть значков
При этом разработчики даже не попытались внести хоть какое-то разнообразие в контент. К примеру, так называемые лабиринты, где нужно пройти череду комнат с боссом в конце, — полностью идентичные здания с немного видоизмененными противниками. Лагери и форты для зачисток что в начале игры, что в конце — одинаковые и пустые. Даже вышки, открывающие карту, на месте.
Среди побочных миссий тоже все плохо. Одна из них — бегать за котами, чтобы те привели к деревянным куклам. Сделать это придется около 10 раз, а находки можно обменять на награды (не самые ценные). Стоит ли говорить, что погони никак не меняются?
Считаете ли вы истории про избранных интересными?
Это классика, она никогда не умрет