НАСА получило необычное изображение, на котором наша звезда «улыбается»

НАСА получило необычное изображение, на котором наша звезда "улыбается"

26 октября Обсерватория солнечной динамики НАСА запечатлела довольно забавное изображение Солнца: расположение корональных дыр было таким, что наша звезда на мгновение приобрела вид улыбающегося лица. Изображение быстро распространилось в Интернете и вызвало множество комментариев; некоторые сравнивали наше Солнце с тыквой на Хэллоуин, другие видели сходство с персонажем из «Телепузиков».

Обсерватория солнечной динамики (SDO) была запущена в феврале 2010 года. Расположенная на геосинхронной орбите, она призвана собирать данные, которые помогут нам лучше понять солнечную активность, в частности, изменения в магнитном поле. Она помогает определить, как накапливается и высвобождается магнитная энергия и как она может влиять на жизнь на Земле. Для этого на спутнике установлены три прибора, позволяющие детально изучить атмосферу Солнца и составить карту его магнитного поля.

Темные пятна, придающие Солнцу дружелюбный вид, известны как корональные дыры. Это области, из которых выбрасываются солнечные ветры. Это улыбающееся лицо предвещало возможные солнечные бури, достигшие Земли 28 или 29 октября, сообщает Spaceweather.com. В конце концов, именно геомагнитные бури класса G1 — не представляющие большой опасности — обрушились на Землю в субботу, вызвав красивые полярные сияния в арктическом небе.

Солнечные ветры выпускаются с чрезвычайно высокой скоростью

В настоящее время Солнце находится в своем 25-м цикле и постепенно приближается к максимуму активности, который наступит летом 2025 года. Астрономы внимательно следят за нашей звездой, поскольку она становится все более активной, особенно для того, чтобы отслеживать солнечные бури на ее поверхности, выбросы которых могут иметь серьезные последствия для нашей планеты.

Изображения SDO сделаны в крайнем ультрафиолете и показывают горячие внешние слои атмосферы Солнца. Корональные дыры — это области с гораздо более низкой температурой и более низкой плотностью, чем их окружение, что делает их более темными. В отличие от солнечных пятен, линии магнитного поля которых образуют замкнутые петли, корональные дыры представляют собой открытые структуры линий магнитного поля, которые позволяют солнечным ветрам легко уходить в космос.

НАСА получило необычное изображение, на котором наша звезда "улыбается"
Информационное сообщение о незначительном геомагнитном шторме, выпущенное Центром прогнозирования космической погоды Национального управления океанических и атмосферных исследований. © НОАА

«Улыбка» 26 октября вызвала лишь геомагнитную бурю категории G1 (самая слабая категория), которая потенциально может вызвать незначительные колебания в электросетях и усилить активность полярного сияния на полюсах.

Взрывы корональных дыр могут достигать скорости до трех миллионов километров в час. Размер и количество корональных дыр меняется в зависимости от солнечного цикла: когда Солнце приближается к своему пику, они, как правило, перемещаются ближе к полюсам. После достижения пика их количество уменьшается до тех пор, пока магнитное поле Солнца не изменится на противоположное; тогда вблизи новых полюсов образуются новые корональные дыры.

Солнечный цикл может оказаться более интенсивным, чем ожидалось

Ученые внимательно следят за солнечной активностью, поскольку крупные вспышки могут потенциально повлиять на наши технологии. Они угрожают не только спутникам связи и навигации, вращающимся вокруг Земли, но и земным энергосетям.

Токи, протекающие в солнечной магнитосфере, используются для оценки планетарного индекса геомагнитных возмущений, известного как индекс K. Этот индекс K, измеряемый каждые три часа, используется для характеристики силы геомагнитных бурь и является основой одной из шкал космической погоды NOAA: солнечные бури делятся на пять категорий, от G1 до G5. В зависимости от интенсивности события Центр прогнозирования космической погоды может принять решение об объявлении тревоги.

Группа прогнозирования 25-го солнечного цикла — международная группа экспертов при поддержке НАСА и NOAA — предсказала, что этот 25-й солнечный цикл (начавшийся в декабре 2019 года) будет ниже среднего, как и предыдущие. Исследование, опубликованное в журнале Solar Physics в 2020 году, под руководством Скотта Макинтоша из Национального центра атмосферных исследований, предсказывает особенно интенсивный цикл: «25-й цикл солнечных пятен может иметь величину, соперничающую с несколькими крупнейшими с момента начала записей«, — заключили авторы исследования. До сих пор Солнце было гораздо более активным, чем ожидалось, что подтверждает мнение Макинтоша и его коллег.

Поэтому на горизонте маячит потенциальное увеличение числа явлений космической погоды. Чтобы лучше защитить оборудование от геомагнитных бурь, НАСА в настоящее время работает над новой миссией под названием Geospace Dynamics Constellation (GDC). Эта миссия будет использовать группу спутников для изучения динамики верхней атмосферы Земли и, в частности, ее реакции на поступление солнечной энергии.