Сбербанк проанализировал траты россиян и выявил интересные вещи. Это тревожные звоночки?

0 1

Сбербанк проанализировал траты россиян и выявил интересные вещи. Это тревожные звоночки?

Я уже писала недавно, что нам может рассказать о состоянии экономики рост или падение расходов россиян по оплате товаров и услуг. Сбербанк тут опубликовал исследование о тратах россиян по картам и по оплате со счета (например, так можно оплатить без карты по qr-коду и СБП).

У Сбера — самая большая в стране база счетов физлиц, так что результаты, в принципе, можно соотносить со всей Россией. А еще они взяли данные Чек-Индекс, которые отражают чеки даже с оплатой налом.

Банк собрал статистику за третий квартал этого года (июль-сентябрь). Пройдемся по данным и выводам.

За год доля безналичных расходов выросла на 1,79 п.п., но по сравнению со II кв. 2022 снизилась на 1 п.п.

Меньше стали оплачивать картами. Я не думаю, что россияне стали консервативнее в методах оплаты. Возможно, на фоне кризиса увеличилась доля мелких торговых точек, которые не берут карты, а просят нал или "переведите на Сбер". Таким образом бизнес экономит на услугах банка по приему безналичной оплаты. Там комиссия от каждой покупки платится банку.

Происходит перераспределение объема покупок из офлайна в онлайн, что особенно заметно в категории стройхозтоваров, где доля безнала выросла до 69,2%, в то время как во II кв. 2022 г. она была на уровне 60,8% (в III кв. 2021 г. — 65,9%).

Люди хотят сэкономить и покупают чаще в интернете, а не в оффлайн-магазине, поэтому платят с карты. А еще можно оплатить с кредитки, если денег нет.

В III квартале также выросла доля безналичных платежей в категории «Электроника и бытовая техника» (+1,5 п.п.), при том, что с конца 2021 г. в данном сегменте наблюдалось поступательное снижение доли "безнал".

Тут — обратный процесс по сравнению с теми бизнесами, которые убирают безнал для экономии на комиссии банку. Какие-то магазины могут, наоборот, поставить платежный терминал, чтобы не терять клиентов. Плюс чек по технике высокий, больше вероятность покупки в долг — с кредитки.

Средний чек покупки безналичным способом в ресторанах снизился за счет более активного перехода покупателя в онлайн-сегмент, где чаще всего заказывают стандартизированные блюда с меньшим чеком, чем при посещении заведения.

Просто экономят люди, на дом часто заказать дешевле, чем прийти в кафе и поесть на месте. Отсюда и "стандартизированные блюда" — всякие бизнес-ланчи и комбо.

В сегменте электроники средняя покупка снизилась ввиду большего распространения более бюджетных предложений гаджетов.

Бюджетных гаджетов и раньше было много. Просто стали больше экономить и покупать себе более дешевые телефоны, телевизоры и так далее. Притом, что цены на тот же самый товар с февраля выросли.

Как видите, вот уже конкретная статистика по карточкам и чекам показывает нам, что люди стали больше экономить. Напоминаю, что это третий квартал, который закончился 30 сентября. То есть возможные тенденции после начала частичной мобилизации 21 сентября учтены тут мало.

По материалам: dzen.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy