Я уже писала недавно, что нам может рассказать о состоянии экономики рост или падение расходов россиян по оплате товаров и услуг. Сбербанк тут опубликовал исследование о тратах россиян по картам и по оплате со счета (например, так можно оплатить без карты по qr-коду и СБП).
У Сбера — самая большая в стране база счетов физлиц, так что результаты, в принципе, можно соотносить со всей Россией. А еще они взяли данные Чек-Индекс, которые отражают чеки даже с оплатой налом.
Банк собрал статистику за третий квартал этого года (июль-сентябрь). Пройдемся по данным и выводам.
За год доля безналичных расходов выросла на 1,79 п.п., но по сравнению со II кв. 2022 снизилась на 1 п.п.
Меньше стали оплачивать картами. Я не думаю, что россияне стали консервативнее в методах оплаты. Возможно, на фоне кризиса увеличилась доля мелких торговых точек, которые не берут карты, а просят нал или "переведите на Сбер". Таким образом бизнес экономит на услугах банка по приему безналичной оплаты. Там комиссия от каждой покупки платится банку.
Происходит перераспределение объема покупок из офлайна в онлайн, что особенно заметно в категории стройхозтоваров, где доля безнала выросла до 69,2%, в то время как во II кв. 2022 г. она была на уровне 60,8% (в III кв. 2021 г. — 65,9%).
Люди хотят сэкономить и покупают чаще в интернете, а не в оффлайн-магазине, поэтому платят с карты. А еще можно оплатить с кредитки, если денег нет.
В III квартале также выросла доля безналичных платежей в категории «Электроника и бытовая техника» (+1,5 п.п.), при том, что с конца 2021 г. в данном сегменте наблюдалось поступательное снижение доли "безнал".
Тут — обратный процесс по сравнению с теми бизнесами, которые убирают безнал для экономии на комиссии банку. Какие-то магазины могут, наоборот, поставить платежный терминал, чтобы не терять клиентов. Плюс чек по технике высокий, больше вероятность покупки в долг — с кредитки.
Средний чек покупки безналичным способом в ресторанах снизился за счет более активного перехода покупателя в онлайн-сегмент, где чаще всего заказывают стандартизированные блюда с меньшим чеком, чем при посещении заведения.
Просто экономят люди, на дом часто заказать дешевле, чем прийти в кафе и поесть на месте. Отсюда и "стандартизированные блюда" — всякие бизнес-ланчи и комбо.
В сегменте электроники средняя покупка снизилась ввиду большего распространения более бюджетных предложений гаджетов.
Бюджетных гаджетов и раньше было много. Просто стали больше экономить и покупать себе более дешевые телефоны, телевизоры и так далее. Притом, что цены на тот же самый товар с февраля выросли.
Как видите, вот уже конкретная статистика по карточкам и чекам показывает нам, что люди стали больше экономить. Напоминаю, что это третий квартал, который закончился 30 сентября. То есть возможные тенденции после начала частичной мобилизации 21 сентября учтены тут мало.