Выдержав продолжительную паузу, издательство Capcom пригласило аудиторию вернуться в Resident Evil Village. Поводом для повторного похода к бабушке в деревню стал релиз Winters' Expansion — набора дополнений в трех частях.
Первое предложение комплекта — опция, позволяющая пройти основную сюжетную кампанию Resident Evil Village с перспективой от третьего лица. Весь контент оригинальной игры остался на месте, однако взглянуть на него теперь можно не через взгляд беспокойного и несчастного папы Итана Уинтерса, а из-за широких плеч героя поневоле.
Вторая часть DLC — расширение режима The Mercenaries (“Наемники”), добавляющего в него трех новых играбельных персонажей — Криса Редфилда, Альсину Димитреску и Карла Гейзенберга — и две дополнительные карты.
Вишенкой на торте Winters' Expansion призвана стать Shadows of Rose — дополнительная сюжетная кампания, наделяющая историю Village новыми деталями, а геймплей — новыми механиками и ситуациями.
Ниже — обо всём подробнее.
Режим от третьего лица
Анонс Resident Evil 7 частью аудитории был встречен негативно. Помимо ряда тематических, повествовательных и художественных изменений, консервативных поклонников очень сильно волновала новая камера — смотреть на страшные картинки глазами протагониста хотели далеко не все игроки.
В Resident Evil Village, сохраняя естественную последовательность и преемственность, камеру оставили такой же. Это, однако, вовсе не значит, что Capcom не слушала жалобы и критику, естественной реакций не которую и стала имплементация в игру режима от третьего лица в рамках Winters' Expansion.
Визуально описывать опцию достаточно просто. В сущности, здешняя камера почти идентична той, что была представлена в ремейках Resident Evil 2 и Resident Evil 3. С поправкой на то, что водить хороводы вокруг главного героя виртуальный оператор не может — разработчики по-прежнему скрывают лицо Итана, поэтому как только план уходит чуть дальше его профиля, персонаж полностью поворачивается в сторону движения камеры.
Специалисты из Capcom постарались обогатить движения Итана большим количеством деталей — персонаж естественно двигается, органично взаимодействует с окружением, выполняет контекстные действия и уместно смотрится на фоне окружения. Никаких проблем с масштабом локаций по отношению к модельке героя тоже нет.
Очевидным “но” во всем является реализация катсцен. Перезаписывать десятки минут материала заново Capcom не стала, поэтому все сюжетные эпизоды, забирающие у игрока контроль над персонажем, по-прежнему выполнены от первого лица. В такие моменты камера почти всегда работает без жестких склеек и плавно масштабируется к Итану, после чего игра уходит в катсцену.
В большинстве ситуаций нареканий к этому приему нет, однако в открывающих секциях Village, где количество роликов на час геймплея очень большое, получаются забавные и несколько нелепые эпизоды — прыгая от крошечных интерактивных участков к постановочным роликам, камере приходится подстраиваться и постоянно менять перспективу. Благо, за всю игру подобных моментов встречается совсем немного.
При этом техническое исполнение режима в целом хочется похвалить. Дизайнеры удачно сбалансировали все внешние атрибуты, не принеся в жертву удобство игрового процесса — прицеливаться легко, значение угла обзора достаточно высокое. Итан быстро реагирует на нажатия кнопок и даже увеличил в мобильности — игра ощущается немного быстрее, вероятно, как раз за счет выросшего FOV. Поругать можно лишь несколько неудобный процесс подъема предметов — камеру нужно ставить под очень определенным углом, иначе нужный кустик или коробочку патронов положить в карман не получится.
Важное уточнение — включать и выключать новую камеру можно свободно в любой момент игры (для этого, правда, придется выйти в главное меню). В кампании также есть ровно один момент, где геймплейная камера все равно ограничена только первым лицом — это происходит в сражении с одним из кульминационных боссов.
С художественной же точки зрения новую камеру Resident Evil Village оценивать куда сложнее. Даже если вы прежде никогда не проходили игру с камерой “из глаз” и сразу включите третье лицо, то все равно в какой-то момент обязательно почувствуете, что игра создавалась с учетом вида от первого лица. За широкими плечами Итана банально теряются многие визуальные детали красивейших интерьеров, масштаб окружения и всевозможные пугалки — очень трудно вздрогнуть от едва промелькнувшей тени, особенно если увидеть ее возможным не представляется.
И все же если интимность оригинальной камеры Village вас отталкивает, новый режим может стать для вас спасением, пусть местами и несколько неуклюжим. Для повторного прохождения игры камера от третьего лица тоже сгодится — она дарит именно то, что от нее разумнее всего ожидать, а именно непривычный взгляд на привычные вещи.
Обновленные The Mercenaries
Дебютировавшие еще в оригинальной Resident Evil 3 “Наемники” — это почти традиционный для серии геймплейно-ориентированный аркадный режим, делающий ставку на быстрое и эффективное уничтожение крупных волн противников.
В Resident Evil Village режим, очевидно, вдохновлен Resident Evil 4 с поправкой на модификаторы способностей и промежуточные остановки с возможностью покупки припасов и апгрейда оружия.
Winters’ Expansion добавляет в “Наемников” трех новых играбельных персонажей и две дополнительные карты. Интеграция бонусов в игру самая прямая — если режим у вас уже открыт, то после покупки DLC вы сразу сможете приступить к знакомству с новым контентом. Единственное условие — естественная геймплейная прогрессия.
Так, для того, чтобы открыть первую новую карту, сперва придется закрыть четыре стандартных уровня на ранг “A”. Вторая новая карта открывается после закрытия первой на тот же ранг “А”.
Разблокировка персонажей осуществляется по несложной схеме. Итан и Крис доступны сразу, Гейзенберг добавляется в ростер как только все карты, включая новые, будут закрыты на ранг “A”, а за Альсину поиграть можно лишь после получения S на карте Bloody River.
Крис представляет из себя аналог Итана, но с отличным набором оружия и уникальными способностями — возможностью наносить сокрушающие булыжники удары руками. Рукопашные атаки также копят особую шкалу, заполнив которую Крис переходит в режим “берсерка”, из-за чего резко возрастает его мобильность, скорость перезарядки и урон.
А вот Альсина и Гейзенберг геймплейно отличаются от первых двух персонажей заметно сильнее. Оба лорда не имеют доступа к стандартному оружию и полагаются на свои уникальные особенности. Так, Леди Димитреску атакует когтями, захватывает врагов и призывает своих дочерей, и Гейзенберг наносит сокрушающие удары молотом.
Примечание для любителей трофеев: “закрывать” The Mercenaries за новых персонажей намного проще, чем за Итана. Поэтому если ваш путь к платине прежде был отрезан этим режимом, то Winters' Expansion может помочь.
Еще Capcom по какой-то странной причине отказалась интегрировать новый режим от третьего лица в “Наемников”, поэтому весь геймплей, как и прежде, тут подается исключительно с перспективой от первого лица.
Сюжетная кампания Shadows of Rose
Взяв за основу финал оригинальной игры, Shadows of Rose рассказывает о небольшом эпизоде из жизни Роуз Винтерс — дочери Итана и Мии, которая успела повзрослеть и теперь находится под опекой Криса из-за уникальных особенностей своего организма. Так называемые “силы” негативно влияют на жизнь девушки — в школе она подвергалась травле и до сих пор испытывает сложности в социализации.
Благо, что судьба дарит Роуз возможность похоронить свой дар и стать самым обычным человеком. Для этого ей приходится буквальным образом погружаться в коллективное сознание мегамицелия, где ее ждет причудливая и искаженная реальность, основанная на пережитых Итаном злоключениях.
Концепцию нереального пространства в качестве сеттинга авторы Shadows of Rose задействуют как для повторного использования уже имеющихся материалов, так и для экспериментов с доступным форматом — фантастическая реальность развязывает дизайнерам руки, и позволят интегрировать в дополнение задумки, которые в рамках “традиционной” Resident Evil рисковали бы слишком сильно выбиваться из общего стиля и мифологии.
Как и основную сюжетную линию, Shadows of Rose условно можно разделить на несколько частей — своеобразных аттракционов с отличным друг от друга нутром и ориентирами.
Первую четверть дополнение старательно изображает классический для хорроров геймплей с ограниченными ресурсами и множеством смертельно опасных противников. Далее наступает черед отрывка с фокусом на создание напряженной атмосферы и страха. После непродолжительного кошмара внезапно обрушивается неловкий стелс-сегмент, а за ним повествование несется к финальной конфронтации.
На прохождение дополнения суммарно у вас вряд ли уйдет больше трех часов. Казалось бы, с такой продолжительностью и структурой можно было рассчитывать на очень насыщенное и яркое произведение. На деле же проблемы дают о себе знать буквально в первые минуты.
Темп дополнения — тягуче неспешный. Роуз очень сильно и долго удивляется происходящему, а потом еще дольше свыкается с тяжестью своего положения. В процессе всего этого нарративного буйства игрок выступает пассивным зрителем — небольшая пробежка по коридору, сбор записок, не будоражащая кровь погоня и очередная катсцена.
В какой-то момент героиня получает в распоряжение свое первое средство защиты, и здесь разгорается робкий лучик надежды — игра началась. Увы, надежда быстро тухнет, когда приходит понимание, что замок госпожи Димитреску в новой интерпретации не получил никаких заметных структурных изменений, а лишь небольшие косметические корректировки. Более того, процесс его прохождения столь же прост, как в Village — нет развилок или альтернатив, есть лишь набор прямых коридоров с ожидаемыми и не слишком сложными препятствиями.
Да, Shadows of Rose презентует новую геймплейную механику — особые способности Роуз. Но те большую часть времени расходуются на уничтожение злых грибковых бутонов и временную заморозку врагов — как “стазис” в Dead Space. Из-за общей неторопливости происходящего начинает казаться, что подобные решения были не случайной ошибкой, а умышленным отражением циничного авторского замысла, ведь героиня даже передвигается медленнее, чем Итан.
После того, как Роуз избегает смерти в замке, для неё наступает пора столкновения с ужасами эпохи Twitch-хорроров. Собранный прежде инвентарь испаряется, а впереди вас ждут не слишком страшные коридоры, утопающие в полумраке и звуках сомнительного происхождения. А для того, чтобы было нескучно, сценаристы расскажут едкую и пошлую историю о травле несчастной девочки-ведьмы своими подлыми одноклассниками.
Пиком этой секции становится встреча с новым типом противников. Концепция существа уже давно отработанная и привычная, но портить сюрприз все равно не стану, потому что с аудиовизуальной точки зрения получилось все очень здорово.
Следующие эпизоды в деталях описывать смысла особого нет — они скоротечны и просты. Прятки крайне схематичны, а финального босса вы уже и так, скорее всего, видели — теперь от него даже можно уворачиваться на кнопку “кружок” (никаких шуток про Dark Souls).
В итоге Shadows of Rose оставляет после себя очень странное послевкусие. Это компетентно сделанное расширение к компетентно сделанной игре, однако остается вопрос о причинах его существования и целевой аудитории.
Создание самостоятельного сюжетного расширения — это, как минимум, повод для яркого творческого эксперимента. Можно попробовать свежие решения и приемы, поработать над ошибками или сложить готовые части мозаики в новую цельную картину. К сожалению, Shadows of Rose не делает ничего из перечисленного.
Главной наградой за прохождение аддона можно считать по-театральному эмоциональное (пусть даже частичное) завершение сюжетной арки семьи Уинтерсов. Но и здесь игра преподносит странный сюрприз цикличностью своего финала, оставляющей все шахматные фигуры в изначальных позициях.
Пожалуй, легче всего воспринимать Shadows of Rose как простой аттракцион, не претендующий на что-то грандиозное. Жаль лишь, что поводов возвращаться к дополнению совсем нет — одного прохождения вам должно хватить.
Подытоживая, Winters’ Expansion хочется назвать приемлемым набором контента. Особенно если получите вы его в составе полного “золотого” издания Resident Evil Village. А вот рекомендация к отдельной покупке дополнения полностью зависит от вашего отношения к базовой игре.
Режим от третьего лица и расширение “Наемников” куда приятнее было бы видеть либо в качестве бесплатных обновлений, либо позициями, продающимися вне общего сборника. А так вам в довесок предлагают заплатить и за Shadows of Rose, которая почти как Resident Evil Village, только скромнее, короче и гораздо хуже.