По местам стоять, к всплытию! Но это невозможно, сочли бы американцы. Разве что для вас, доказали русские
Основополагающее назначение подводных лодок — скрытное перемещение под самым носом противника, с целью в момент истины быстро дать ему "прикурить".
Главный козырь ПЛ — внезапность. Неожиданность — решающее преимущество на поле боя: сухопутном или морском. Бей, когда враг того не ожидает, бей его оттуда, откуда он этого не ждет, бей его туда, где он слаб — вот девиз подводных исполинов.
Впрочем, гладко дело обстоит на бумаге, тогда как наяву враг, с которым придется иметь дело в случае эскалации, мало того сам имеет свои субмарины под нашим носом, так еще и научился обнаруживать подводные объекты, причем целой комбинацией методов: акустических, магнитометрических, радиолокационных, визуальных. Выпущенная из любой точки Мирового океана баллистическая ракета не достигнет стана противника и будет сбита, если ее подводный носитель обнаружен и отслежен.
Выход один — удивлять. По-русски, как Суворов учил. Однако сказать легко, как сделать? Подлодка — не конница, ею внезапно с фланга не зайдешь. Но безвыходных ситуаций не бывает. Выход из этой нашли в СССР.
Звучит он так: производить всплытие там, где противник считает его невозможным. Не летают же противолодочные самолеты над сушей или льдами Арктики, откуда там взяться субмарине? Из-под земли не всплывет, а из-подо льда?
Когда-то лед пустил ко дну "непотопляемый" Титаник. Какой смельчак решится направлять подлодку в многолетний ледник, толщина которого достигает 3 метров?
Благо смельчаками наша земля была богата во все времена: от Пересвета до Матросова. Ну и кому бороться с многометровым ледяным покровом, как не крупнейшей в мире атомной подводной лодке проекта 941 "Акула"?
Испытания с проламыванием пакового льда производились с середины 80-х годов. Раз за разом толщина преграды повышалась — "Акул" тестировали на пределах возможностей, чтобы быть уверенными в их способности в нужный момент появиться из ниоткуда, сделать залп из 20 ядерных баллистических ракет по стратегическим объектам и вновь исчезнуть под многолетним ледником.
Арктика была удачным местом для подобного рода операций. Именно через Северный полюс проходят кратчайшие пути полета ракет к гипотетическому противнику. И если все наземные МБР шахтного (и даже мобильного) базирования врагом отслеживаются, то внезапная атака из любой точки огромного ледника могла не оставить времени для реагирования.
Пик испытаний "Акул" и самой идеи проламывания могучего пакового льда пришелся на июль 1990-го года. Тогда экипаж субмарины ТК-202 сделал то, что ранее считалось невозможным.
Обратите внимание на следующий снимок. Это вид на носовую часть второго корабля серии после всплытия.
Теперь те же льдины, но в сравнении с экипажем.
3-метровый лед оказался настолько прочным, что легкий корпус атомной субмарины даже получил серьезные вмятины в районе пусковых шахт баллистических ракет. Но к разгерметизации это не привело, как и не сказалось на работоспособности всех систем.
Подобного более не повторила ни одна субмарина в мире: ни американская, ни советская…
Не забудьте подписаться на мой Telegram-канал, где я публикую акутальную информацию и трезвую аналитику.