Европейские организации по защите прав потребителей подали серию жалоб на компанию Google, обвиняя ее в нарушении Общего регламента по защите данных пользователей ЕС (GDPR). По их мнению, поисковый гигант преднамеренно построил процесс регистрации учетных записей на своих сервисах так, чтобы заставить пользователей согласиться на обширную и неконтролируемую обработку своих данных.
«Google, составляя профили владельцев учетных записей, использует их для таргетирования рекламы, по-видимому, полагаясь на согласие пользователя в качестве правовой основы. Но флагманский закон ЕС о защите данных GDPR, требует конфиденциальности по замыслу и по умолчанию, а также устанавливает четкие условия в отношении того, как должно быть получено такое согласие для того, чтобы считаться законным», – считают защитники прав потребителей.
Заявителей возмущает, что процесс регистрации учетной записи в Google построен таким образом, что пользователю проще согласиться на обработку своих персональных данных, чем отказаться от нее. Так, выбор более приемлемых для сохранности данных вариантов, в частности, так называемой «ручной персонализации», требует от пользователя сделать пять шагов и десять кликов, в то время как «экспресс-персонализация» требует всего одного клика, но активирует все возможные формы отслеживания персональных данных.
Они также отмечают, что Google не предоставляет потребителям возможность отключить все отслеживание в один клик, а также требует обязательного создания учетной записи для использования определенных продуктов, например, при настройке смартфона Android.
Жалобы организаций по защите прав потребителей из разных стран аккумулирует Европейская потребительская организация (BEUC), которая намерена разобраться с вопросом правомерности получения согласия на обработку данных таким образом, как это делает Google. С юридической точки зрения, если согласие на обработку данных было получено непрозрачным образом, с использованием манипулятивных практик, оно может быть опротестовано.
В Google сообщили, что приветствуют возможность обсудить эту важную тему с европейскими защитниками прав потребителей и регулирующими органами:
«Люди должны понимать, как генерируются и используются данные от использования ими интернет-услуг. Если им это не нравится, они должны быть в состоянии что-то с этим сделать».
В компании также указали, что различные варианты, которые предоставляются при регистрации новой учетной записи Google, «четко сформулированы и разработаны так, чтобы быть простыми для понимания». Их выбор основан на на обширных исследованиях и рекомендациях DPA, а также на отзывах тестировщиков. Google заинтересован в том, чтобы выбор пользователя был четким и простым.
Ранее, в мае, испанcкие власти оштрафовали Google на €10 млн за нарушение GDPR. Компанию уличили в неправомерной передаче пользовательских данных третьему лицу – исследовательскому проекту Lumen, которая осуществлялась без действительного и четко выраженного согласия пользователя.