Блокада Ленинграда некоторыми исследователями и обывателями признается самым трагическим эпизодом всей Великой Отечественной войны. Миллион погибших, по большей части, умерших от голода, холода и болезней, лишения, мучения… Даже писать об этом тяжело, честное слово. Но есть в этом аду кусочек отдельного, внутреннего ада. Дело в том, что в Ленинграде на момент начала блокады оставалось порядка 400 тысяч детей – и совсем малышей, и учеников старших классов. И они наравне со взрослыми переносили все тяготы и лишения страшной войны, вместе со всеми трудились и вместе со всеми погибали.
Немного о психологии детей блокады
Взрослому человеку было не то чтобы легче в психологическом плане, страдали все на равных, но люди зрелого возраста знали другую жизнь, лишенную войны, обстрелов, голода и прочих «прелестей». Следовательно, они понимали, ради чего борются, ради чего трудятся и во имя чего погибают. У детей с этим немного сложнее, особенно у самых маленьких. Они ведь с трудом представляли себе мирную жизнь, полные тарелки еды и отсутствие риска потерять маму в любой момент, а то и самим расстаться с жизнью.
Яркий пример – рисунок Саши Игнатьева. 23 мая 1942 года в садике мальчишка на утреннике нарисовал много-много полосок и точек, а внутри них разместил непонятный овал. Воспитательница поинтересовалась, что это он там такое интересное изобразил, а ребенок, недолго думая, сказал, что «это война, это булка, а больше я ничего не знаю». И он был не единственный в своем роде, малышня Ленинграда знала о мирном времени только по рассказам взрослых, причем верилось в это с трудом. Однако, у ребят было осознание необходимости борьбы, и они боролись – работали, рисковали, тушили зажигалки, таскали воду, стояли у станков, помогали хоронить умерших, а некоторые и вовсе сбегали на фронт!
Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша и Наташа делят блокадный паек, февраль 1942 года / waralbum.ru
Школьное обучение
В первые недели блокады городское правительство приняло решение о временной отмене школьных занятий. Не хотели тратить ресурсы и подвергать детей лишней опасности, подставлять их под возможные артобстрелы. Потом пришло осознание, что:
- от обстрелов отсутствие образования точно не спасет;
- ресурсов для детей не жалко;
- учить малышню так и так надо, война ведь когда-то кончится.
В конце октября 1941 года для учеников с 1 по 4 классы открылись двери ленинградских школ. Ребят постарше решили освободить от занятий, потому что основы, необходимые для жизни (читать, писать, считать) они уже знали, кроме того, могут пригодиться на разных городских работах, например, по разбору завалов, в сфере производства и пр.
Разумеется, школьные занятия были адаптированы под блокадные условия. Так, уроки шли по 20 минут, изредка по 25, а учителя разрабатывали сразу два плана занятий – на случай спокойной обстановки и на случай начала авианалета или артобстрела. Во втором случае ребят быстро спускали в оборудованное в школьном подвале бомбоубежище, и продолжали работать – рвущиеся снаряды не считались поводом для остановки урока. И тут нужно отметить профессионализм ленинградских педагогов. Только представьте – летят снаряды, гремят взрывы, дрожат стены, везде разрушения и смерть, а дети сидят, и внимательно слушают учителя…
Наградой для детей, посещавших школу, было дополнительное питание в виде обязательного ежедневного супа!
Школьный урок в ленинградском бомбоубежище, 1942 год / Фотограф Давид Трахтенберг / waralbum.ru
Островок праздника
Дети даже в блокадном Ленинграде оставались детьми, и лишать их праздников не хотели даже самые отчаянные пессимисты. Наступал новый 1942 год, было понятно, что кончится война не скоро, о прорыве блокады пока даже речи не шло, и, невзирая на эти тяжелые обстоятельства, ленинградское правительство организовало для ребят новогодние утренники, причем очень достойного, по военным меркам, уровня:
- с подарками;
- с угощением;
- с электрическим освещением (!);
- с театральным представлением.
Интересно, что по факту подарки получились несколько «богаче», чем планировалось изначально – незадолго до Нового года в Ленинград каким-то немыслимым путем прорвались два грузовика с мандаринами (по некоторым данным один), и фрукты сразу решили включить в новогодние «презенты» для малышей.
Палата детской больницы с новогодней елкой в блокадном Ленинграде, зима 1941-1942 годов / Фотограф Сергей Струнников / waralbum.ru
С 1 января начались торжественные елки – в школах, садиках и домах культуры. Театральные постановки и пьесы ребята смотрели хоть и с интересом, но внимание их занимал предстоящий обед. А кормили по блокадным меркам знатно! Каждый ребенок получил:
- тарелку супа из лапши;
- большую пайку хлеба;
- пряник;
- желе;
- кашу;
- пару мандаринов (на всех не хватило);
- 2-3 конфеты из жмыха.
Как говорили некоторые воспитатели и учителя, вид едящих вдоволь детей стал для них чуть ли не самым счастливым моментом за все время блокады.
«Сегодня была ёлка и какая великолепная. Правда, я почти не слушала пьесы, всё думала об обеде. Обед был замечательный. Дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу. Эта ёлка надолго останется в памяти», — воспоминание из школьного дневника.
И вот что интересно – зафиксированы единичные случаи того, что оголодавшие до безумия ленинградцы пытались отнять у детей их вкусные новогодние подарки с мандаринами, пряниками и конфетами. Даже самые беспринципные граждане понимали, что дети – святое, и лишать их этих крох нельзя даже под страхом смерти!
Все статьи по теме: #woh_вторая мировая
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))