Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) отправила письмо Михаилу Мишустину и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой внести изменения в законопроект «О персональных данных».
По законопроекту, компании обязаны уведомлять Роскомнадзор о каждом новом иностранце, который получает данные покупателя или о каждом новом случае получения данных. По предварительным расчетам, маркетплейсы должны будут ежегодно рассказывать про 120-200 тысяч зарубежных продавцов или свыше 4 млн покупок.
Сбор информации дополнительно будет стоить 3–10 млн рублей в год. Если зарубежный партнер работает в стране, которая «не обеспечивает надлежащую защиту» персональных данных, то продавать его товары можно будет только с разрешения Роскомнадзора, решение он может выносить до 30 дней. В список «благонадежных» не входит Китай, на который приходится 90% продаж иностранных товаров.
Новые требования увеличат срок прохождения таможни с одного дня до 30. АКИТ прогнозирует двукратное падение продаж в денежном и количественном выражении. Законопроект затормозит выход отечественных компаний на иностранные рынки и негативно отразится на темпах поставок.
В Госдуме обещают доработать законопроект ко второму чтению. По словам главы комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна, уведомлять Роскомнадзор нужно будет только о каждой новой стране, в которую интернет-магазин будет отправлять данные, передать информацию в ведомство можно будет до марта 2023 года, а регулятор будет отвечать за 10 дней, а не за 30.
Отметим, соответствующие поправки к законопроекту «О персональных данных» были рассмотрены в первом чтении 24 мая.
Напомним также, что в конце мая Минцифры РФ согласовало законопроект об ужесточении ответственности бизнеса за утечку персональных данных, предусматривающего не только введение оборотных штрафов, но их увеличение до 3% в случае, если компания попытается скрыть инцидент.