22 июня в русскоязычном информационном пространстве распространилась информация о том, что Telegram использует технологию распознавания речи Google для перевода голосовых сообщений в текст. Эта функция доступна в подписке Telegram Premium.
На это обратил внимание пользователь Хабра, который возмутился, что Telegram, «явно обозначавший свой стек и стремление к независимости, не разработал свое in-house решение (или не лицензировал on-premise решение) и просто отправляет данные клиентов в API Google».
Некоторые каналы и вовсе утверждают, что «теперь, когда личные данные пользователей отправляют на обработку третьим лицам, Telegram никак не может гарантировать приватность голосовых сообщений». Негативный контекст, вызванный возмущением использования технологии Google, приобрел массовый характер.
Вчера, 23 июня, Павел Дуров опубликовал пост в своем Telegram-канале, где четко заявил, что Telegram не делится с Google личными данными пользователей вроде имен, телефонов, IP-адресов. Кроме того, Telegram никогда не отправляет какие-либо данные третьим лицам автоматически, без явного на то запроса от пользователей.
Он пояснил, что получатели голосовых сообщений могут пересылать их кому угодно, – например, ботам для перевода их в текст. Для подписчиков же Telegram Premium разработчики предложили кнопку, по нажатию на которую те могут отправить запрос на перевод отдельного голосового сообщения в текст.
«Для обработки таких запросов, как мы изначально публично разъяснили, мы арендуем оборудование Google».
По его словам, решение использовать платную технологию Google позволяет максимизировать качество транскрипции, но не отражается на сохранности данных, потому что, согласно соглашению между Telegram и Google, Google не может делать с этими обезличенными звуковыми данными ничего, кроме как генерировать на их основе текстовые версии и возвращать обратно (в частности, компания не может использовать их для каких-либо других своих сервисов или для рекламы).
Для Telegram было бы значительно дешевле развернуть собственное бесплатное решение на своем оборудовании, либо воспользоваться технологией от более мелких или региональных игроков. Однако Дуров считает, что это бы негативно сказалось на качестве распознавания голосовых сообщений на большинстве языков.
«В этом случае мы, по традиции, идем на дополнительные расходы ради большего комфорта наших пользователей. Доверять ли гарантиям компании Google и использовать ли функцию перевода голосовых сообщений в текст – выбор, который мы оставляем на усмотрение каждого из подписчиков Telegram Premium», – заключил основатель Telegram.
Напомним, Telegram официально анонсировал запуск Premium-подписки 20 июня. Она включает полное отсутствие рекламы, удвоенные лимиты, загрузку файлов до 4 Гб, более высокую скорость загрузки, а также конвертацию голосовых сообщений в текст.