— А расскажи, в Таджикистане реально мамы дают своим детям матчество?
Такой запрос пришёл мне от подписчика, когда я традиционно собирал пожелания аудитории перед поездкой в Таджикистан.
Скажу откровенно: до того, как прочитал его сообщение, я никогда даже не задумывался о таком понятии, как «матчество». И даже не слышал такого слова. Ну и, конечно, запрос заинтересовал меня и самого: неужели там и правда такое практикуют?
Беглое изучение вопроса по пути в аэропорт не дало однозначного ответа, а лишь выдало, как оказалось, нашумевшую историю из соседнего с Таджикистаном Кыргызстана. Там местная гражданская активистка решила внести изменения в свидетельства о рождении своих троих детей, изменив им фамилию и указав матчество вместо отчества: Алтыновна и Алтынович (зовут активистку Алтын Капалова).
Но вот что касается Таджикистана, то каких-то подобных случаев (по крайней мере громких, беглый поиск не дал.
Мне стало вдвойне интересно, почему у подписчика возник такой вопрос применительно именно к Таджикистану?
Алтын Капалова из Кыргызстана, сменившая своим детям отчество на матчество.
Прилетев в страну и общаясь я местными ребятами сопровождавшими меня на Памирском тракте, я задал и им вопросы по поводу матчества.
— Да неееееет, никто у нас такого никому сделать не даст. Таджикистан — совсем другая страна, чем Киргизия (они называют соседнюю страну именно так, по-старинке). У нас полный патриархат в семье и обществе, поэтому все такие попытки просто никто не даст реализовать.
— Но не на пустом же месте возник этот вопрос… — забросил я удочку в ответ.
— Ну у нас тоже тут есть активистки. Но это так, просто сотрясание воздуха, не больше.
Уже позже, пообщавшись с таджикскими женщинами в Хороше и Душанбе, появилось чуть больше ясности «откуда дует ветер».
Дело в том, что в таджикском обществе и правда врем я от времени поднимается вопрос матчества.
Его пытаются продвигать, как правило, матери-одиночки, которые не хотят даже вспоминать имя отца своего ребенка из-за того, что он оставил свою семью. И, соответственно, не хотят ребенка привязывать к «этому негодяю» даже отчеством. А семей, в которых нет отца, в Таджикистане очень и очень немало.
Но, опять же, это лишь какие-то обособленные частности, не имеющие ни общего распространения, ни какой-либо практической реализации.
Ведь в семейном законодательстве Таджикистана всё чётко и конкретно: «Каждое лицо при государственной регистрации рождения имеет право на фамилию, имя, а также отчество» (ст. 20 Закона Таджикистана «О государственной регистрации актов гражданского состояния»).
Так что никакое матчество в Таджикистане не признаётся и не применяется в документах на ребёнка.
— — — — — — — — —
Это продолжение моих рассказов о путешествии в Таджикистан на Памир.
Не забудьте ПОСТАВИТЬ ЛАЙК и следите за очерками и видеосюжетами