Содержание страницы
Первый авианалет на Москву немцы совершили еще 22 июля, на исходе первого месяца Великой Отечественной войны. Не сказать, что Советская столица понесла большие потери – были и погибшие, и раненые, и элементы инфраструктуры пострадали, однако эти первые бомбардировки не остановили жизнь города. Вопрос в другом – удары нанесли ущерб идеологии, боевому духу нашего народа, они стали попыткой указать людям и властьимущим превосходство вермахта над Красной армией. В таких условиях нужно было обязательно показать немцам их место, продемонстрировать наглядно, что наша авиация даже в самых тяжелых условиях может наносить ущерб врагу и будет это делать!
Подготовка к авианалету на Берлин
Так как удар по Москве нанес серьезный моральный ущерб нашим гражданам и, главное, офицерскому составу Красной армии, встала необходимость продумать план ответных действий, которые могли бы показать и немцам, и нашим:
- возможность не только обороняться, но и атаковать, причем дерзко и эффективно;
- высокий моральный дух;
- отсутствие страха.
Первым высказал мысль о налете на Берлин нарком ВМФ адмирал Кузнецов – он изложил свои задумки лично Сталину, и главе государства мысль понравилась. С 20-х чисел июля закипели работы по подготовке удара по столице Рейха…
Маршрут самолетов
Изначально было понятно, что самолеты, которым предстояло идти на рискованную операцию, должны базироваться где-то недалеко от Германии (сравнительно, разумеется), но при этом быть в безопасности, кроме того, не вызывать лишних подозрений у вражеских разведчиков. Выбор пал на военный аэродром Кагул, расположенный на острове Эзель (Эстония). Проблема была в том, что для тяжелых бомбардировщиков этот объект подходил слабо — полоса грунтовая и очень короткая, а машины планировалось отправить на операцию внушительные:
- ДБ-3 и ДБ-3Ф;
- ТБ-7;
- ЕР-2.
Пришлось в экстренном порядке приводить место дислокации боевых машин в порядок, правда до конца доделать так и не успели, командование торопило с вылетом. Нужно отметить, что несмотря на ряд технических и стратегических сложностей, подготовка к налету на Берлин была почти завершена уже к первым числам августа 1941 г!
Советский бомбардировщик ТБ-7, он же Пе-8
Налет
По первоначальному плану вылет наметили на 5 августа, но погода была очень уж плохой, до Берлина не долететь (теоретически возможно, но рисковать не стали), кроме того, не до конца рассчитали количество горючего в баках в соотношении с бомбовой нагрузкой. В связи с этим в ночь на 5 августа 5 советских машин сбросили бомбы на Данциг, причем большого ущерба врагу не нанесли. Основную же часть операции наметили на 8 число…
В ночь на 8 августа 1941 г. с аэродрома Кагул поднялись 10 бомбардировщиков, и взяли прямой курс на столицу Германии. Шли над Балтикой в очень сложных погодных условиях, из-за отвратительной видимости 5 самолетов сбились с курса, в итоге до Германии долетела всего половина состава. Уже над вражеской территорией машины попали в поле зрения немецких прожекторов, но… вместо атаки истребителями наши летчики получили лишь предложение зайти на посадку – враг принял Советские бомбардировщики за свои. До Берлина долетели без потерь в условиях полного радиомолчания, и сбросили свой смертоносный груз в виде 750 кг. бомб на каждом самолете.
Серьезного сопротивления от немцев Советские экипажи не получили, потерь не понесли – на базу в СССР вернулись 10 из 10 боевых машин!
Последствия и реакция
Это был не единственный случай, когда наши самолеты бомбили Берлин в 1941 году, однако, именно первый вылет вошел в историю чуть ли не в легендарном статусе. Бомбы, сброшенные на немецкую столицу, причинили сравнительно серьезный ущерб: