Педагогическая ситуация — этакая притча

0 0

Педагогическая ситуация - этакая притча

По Интернету гуляет этакая "притча", которая выдается за реальный случай с советским педагогом Шалвой Амонашвили.

Я приведу ее дословно в виде картинки:

Педагогическая ситуация - этакая притча

Что это — байка или реальный случай из жизни?

Я считаю, что это своеобразная "педагогическая байка", которую любят употреблять всякий раз, когда нужно показать "каким должен быть педагог".

Если рассмотреть этот случай, то вызывают удивление слова, якобы сказанные учителями.

Выйди из класса. Чего, что? Ни один человек, работающий в школе, так не сказал бы, так как знает все "подводные камни".

Давай дневник. А зачем дневник? Двойку поставить? А может быть замечание написать? Так нельзя. Да и не провинность это.

Поговорим после урока. Вполне могло быть, но сегодня не нужно откладывать "на после урока", так как никто не снимал ответственность за учителей в случае ЧП (по причине которого школьник и мог опоздать), а потому лучше сразу быть в курсе, чтобы "горячие следы " не остыли.

А сможете догадаться, как по мнению Амонашвили должен был поступить педагог?

Ответ простой. Но эффективный ли? Я бы поспорил.

Вообще, все вот эти "педагогические ситуации" зачастую напоминают ситуацию "Ну так попробуйте".

Попробовать можно. Но будет ли результат?

Законы педагогики носят лишь ситуативный характер. В одном случае они действительно помогут, а в другом — сделают еще хуже.

Это как кошачья мята. В случае усиливающегося кашля ее можно заварить и пить. Это либо поможет, либо нет. Либо вообще вызовет диарею (или параболический эффэкт).

Другое дело, если бы какой-нибудь известный (очень известный) педагог говорил: "Всякий раз, когда на моих уроках возникает ситуация … я разрешаю ее таким образом. Это всегда помогает". В этом случае можно было бы записать себе на бумажку, чтобы применять в практической (но не теоретической) деятельности.

Чисто ради интереса я решил посмотреть практическую деятельность Амонашвили. Как оказалось (из Вики), педагогическую деятельность он начал в 1952 году в должности пионервожатого. А уже с 1958 года по 1991 год работал в НИИ.

Не знаю … В практической деятельности я бы больше доверился советам учительницы с сорокалетним стажем, нежели бы начал листать учебник по педагогике. Именно практических советов и рекомендаций не хватает молодым учителям.

Когда я сам спрашивал советы у опытных учителей, то частенько их ответ звучал так:

— Правильно, конечно, сделать вот так … Но лучше вот так …

Они плавали, они знают.

Педагогические наставления из учебника можно использовать, но лишь как вариант, который требует предварительного взвешивания "за" и "против".

Не нужно забывать, что времена меняются. Даже то, что писал наш великий педагог Антон Макаренко, нужно использовать с учетом сегодняшнего времени.

А как использовать?

И вот тут нужен лишь опыт. Либо свой, либо чужой. Опыт это сын ошибок трудных.

Есть те, кто не допускал ошибок? Если их не допускать, что жизнь покажется малиной.

Вот такой вопрос задам к учителям-практикам:

Как часто в процессе своей работы вы обращаетесь к учебникам и научным статьям по педагогике, чтобы правильно поступить в некоторой ситуации?

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy