250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался «эпохи импортозамещения»

0 7

История посёлка Юго-Камский тесно связана с историей заводf, а котором сегодня пойдёт речь. В 1746 году здесь, на малом притоке Камы реке Юг известные русские промышленники основали новое медеплавильное и железоделательное предприятие. Запрудили реку, построили цеха и запустили производство на деньги баронов Александра, Николая и Сергея Григорьевича Строгановых.

После смерти Александра Строганова завод много раз менял владельцев. В разные годы завод принадлежал княгине В. А. Шаховской, В. П. Бутер-Радолии и графу А. П. Шувалову. Завод переходил по наследству, как «вечное» вложение актуальное во все времена. До самой Октябрьской революции, производство находилось в собственности Шуваловых, чьё генологическое древо переплеталось с основателями — Строгановыми.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"

Изначально выплавка меди осуществлялась в 6 печах, что производили до 1600 пудов в год, но затем из-за истощения ближайших медных рудников выплавка упала до 288 пудов в 1789 году, а затем и прекратилась совсем. Всего, за свою историю медеплавильного производства завод выплавил 44 368 пудов меди — это очень достойный результат.

После «медной эпохи» завод сосредотачивается на производстве железа, осваивается puddling (технология переработки чугуна в мягкое железо).

В 1860-е годы проходят в режиме постоянной модернизации, строятся новые пудлинговые, сварочные и тигельные печи, запускают мартен.

В 1883 в дополнение к малым паровым молотам, докупают 2 тонный молот-гигант английского производства, в 1884 достраивают каменное здание прокатной фабрики.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"

К началу XX века Юго-Камский завод выпускал 400.000 пудов сортового железа, 120.000 пудов кровельного железа и до 100.000 пудов посудного, сабанного и иных сортов железа. Кроме этого, выпускалась готовая продукция, такая как молотилки, якоря и цепи.

Как же выглядел посёлок, где находилось столь мощное производство? На этот вопрос нам могут ответить исторические снимки Юго-Камска. С одной стороны — это типичный уездный город, а с другой стороны  и он не лишён определённого очарования.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Вид на пруд и городскую церковь250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Торговля швейными товарами250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Народный дом завода250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Жилой дом и магазины250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Одна из городских улиц

Кто-то поставить в упрёк посёлку отсутствие мощенных улиц и грязь от грунтовых дорог, но и после прихода советской власти твёрдое покрытие в Юго-Камске появилось далеко не сразу.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"

Октябрьская революция не прошла для завода бесследно, Пермский край стал территорией ожесточённого сопротивления белогвардейцев, в те годы было разрушено много заводов и фабрик. Но к середине 1920-х производство полностью восстанавливается. Продолжается выпуска с/х орудий и осваивается выпуск конных плугов, борон, соломорезок, льномялок. Снова действуют мартеновский и прокатный цеха. Заводу присваивают имя первого ЦК Союза металлистов Ивана Ивановича Лепсе.

1930-е годы ознаменовались монтажом трёхтонного мартена на мазуте, что позволило производить собственное фасонное литьё и развиваться как машиностроительное производство. В эти годы и почти до войны на заводе делают дорожные строительные машины: тракторы, корчевалки, дорожные рипперы, камнедробилки, фрикционные лебёдки.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Из книги И. Лепина "Четверть тысячелетия"250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Из книги И. Лепина "Четверть тысячелетия" Продукция завода-тяжеловоз

С 1942 года выпуска дорожных машин прекращается и завод начинает специализироваться на оборудовании для нефтяной промышленности: задвижки, вентили, стальные проходные краны, предохранительные и обратные клапана, а также многое другое делали здесь.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Фото — государственный архив Пермского края (продукция завода)250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Фото — государственный архив Пермского края (продукция завода)

1960-е годы — завод специализируется на выпуске трубопроводной и фонтанной арматуры. ЮКМЗ осуществляет изготовление продукции по полному технологическому циклу: от заготовки до сборки, испытания и контроля готового изделия.

В 1970 году — на заводе работало уже более 2.5 тысяч человек.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Фото — государственный архив Пермского края250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"Фото — государственный архив Пермского края

1986–1990 годы — прошли под знаменем модернизации и улучшении показателей. Объём вырос на 22%, производительность на 36%, успехи обусловлены большими капитальными вложениями в новые станки с ЧПУ, формовочные машины и другое оборудование.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"

Самыми печальными в истории завода оказались годы, после развала СССР. Перестройка на рыночные рельсы далась заводу тяжело, но в конце 2002-го ОАО «Юго-Камский машзавод им. Лепсе» переходит в состав ООО «ЗУМК», что на некоторое время улучшает положение дел.

Мероприятия по оздоровлению завода, позволило в 2006 году удвоить выручку от реализации продукции удвоить выручку 1,060 млрд руб. в сравнении с показателями 2004 года. В 2008 планировалось увеличить объёмы продаж до 2 миллиардов рублей, но этому помешал конфликт собственников, поставивших крест как на амбициозных планах, так и на самом заводе. Подробнее о перипетиях и «чехарде управляющих» позже, а пока покажу, результаты работы «эффективных менеджеров».

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"

Кроме руинизированной части, на территории бывшего завода есть ещё несколько, относительно целого вида зданий. На 2022 год целостного забора вокруг завода уже нет и мне удалось прогуляться по руинам и даже найти кое, что интересное. Про находки расскажу в следующем материале, чтобы лишний раз не перегружать читателя и без того объёмным материалом про историю длиною в четверть тысячелетия.

250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"250 лет истории в руинах. Заброшенный машзавод на Урале — увы, он так и не дождался "эпохи импортозамещения"

Вместо итога. За свою долгую историю у завода  множество раз менялись собственники, формы государственного управления и непосредственно профиль производства. От медеплавильного к машиностроительному, от заготовок и простейшей продукции к производству спецтехники. На долю завода выпало много сложных лет и разных исторических эпох, но в руины он превратился только сейчас.

Цель нашей команды — сохранение нашей общей истории. Проходят годы и на месте заводов остаются пустыри, как будто бы и вовсе ничего не было — пусть скомпонованная информация о сгинувших заводах останется хотя бы на страницах сети. Поэтому буду благодарен за любые дополнения об истории Юго-Камского машзавода в комментариях.

Спасибо за внимание! Подписка на наш канал — лучший способ помочь нашему проекту и делу в сохранении производственной истории.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy