В мире существуют модели автомобилей, которые можно смело считать долгожителями. Но вряд ли есть на свете другая такая модель, которая выпускалась бы более 30 лет без особых изменений, и при этом имела очень большую популярность. Это советский легковой автомобиль ВАЗ-2106. Первый серийный экземпляр сошел с конвейера Волжского автозавода в Тольятти в далеком 1976-м году, и практически сразу же он получил своё «народное» имя – «Шестёрка». Для того времени это был прорыв в отечественном автомобилестроении — максимальный комфорт, хорошая скорость и управляемость, простота в эксплуатации. Максимальная скорость автомобиля составляла 152 км/ч. В сочетании с невиданной на тот момент скоростью, «шестёрка» имела удобный и просторный салон, с эстетично скромным «интерфейсом» передней панели. Это было как раз то, чего так не хватало почти всем отечественным моделям!
Однако конструкционные особенности данной модели по большому счету оставляли желать лучшего. Угловатая форма передней части кузова создавала большое сопротивление встречного воздуха, а такой же формы задняя часть образовывала «вакуум» при движении на высокой скорости, что тормозило машину и значительно увеличивало расход бензина. Коррозия также была «заклятым другом» металла деталей автомобиля — крылья, порожки, места под бамперами, да и само днище довольно быстро съедала ржавчина. Однако за простоту при ремонте, относительную дешевизну запчастей, прекрасную проходимость и «выносливость, люди прозвали «шестёрку» рабочей лошадкой, и она прочно вошла в обиход повседневной жизни соотечественников того времени, да и по сей день.
Не секрет, но факт все же для многих малоизвестный: автомобили ВАЗ 70-х годов начинались с модели ВАЗ-2101, которая была доработанной под наши «дороги» копией FIAT 124 Speciale. Итальянский проект стал настолько удачным, что автомобиль приобрёл бешеную популярность и раскупался моментально. Обратили на него внимание и наши автомобилестроители, они решили воспользоваться наработками зарубежных конструкторов и внедрить их в отечественных автомобилях. Но для этого пришлось заключить с итальянскими производителями хоть и выгодный, но ко многому обязывающий договор. В результате и появился отечественный бренд «ВАЗ» (Волжский Автомобильный Завод), в становлении которого самое деятельное участие приняли итальянские специалисты.
Первый автомобиль ВАЗ сошел с конвейера в 1970-м году, и почти каждый год изначальная модель дорабатывалась, воплощаясь в новой марке. Все последующие «советские фиаты» модифицировались не только внутренне, но и внешне, и когда дело дошло до ВАЗ-2106, то это был заметно другой автомобиль.
В отличие от FIAT, «шестёрка» имела другие фары, бампера, решётку радиатора. Электрическую начинку также изменили для простоты изготовления, удобства монтажа и ремонта, и вообще для удешевления. Но некоторые элементы ходовой части, кузова и салона, впрочем, остались неизменны.
Также, мотивируясь снижением стоимости автомобиля, с 1979 года, производитель стал разрабатывать и ставить на поток модифицированные модели ВАЗ-2106, такие как ВАЗ-21061, ВАЗ-21063, ВАЗ-21065. Однако эти модели были менее мощными, менее прочными касательно «тяжёлых» работ и условий эксплуатации.
Всем известно — менталитет нашего человека предполагает, что для «соседа» мы делаем ту же самую работу лучше и качественней, чем для себя. Так и произошло с автомобилем ВАЗ-2106. Отдельный ряд автомобилей этой модели, предназначенный для экспорта, имел массу улучшений. Система зажигания, коробка передач, электропроводка, покрытие автомобиля самой качественной грунтовкой перед покраской, фары, салон — вот ради чего наши люди всеми силами, связями, правдами и неправдами старались обзавестись именно машиной, шедшей на экспорт.