В мире существуют модели автомобилей, которые можно смело считать долгожителями. Но вряд ли есть на свете другая такая модель, которая выпускалась бы более 30 лет без особых изменений, и при этом имела очень большую популярность. Это советский легковой автомобиль ВАЗ-2106. Первый серийный экземпляр сошел с конвейера Волжского автозавода в Тольятти в далеком 1976-м году, и практически сразу же он получил своё «народное» имя – «Шестёрка». Для того времени это был прорыв в отечественном автомобилестроении — максимальный комфорт, хорошая скорость и управляемость, простота в эксплуатации. Максимальная скорость автомобиля составляла 152 км/ч. В сочетании с невиданной на тот момент скоростью, «шестёрка» имела удобный и просторный салон, с эстетично скромным «интерфейсом» передней панели. Это было как раз то, чего так не хватало почти всем отечественным моделям!
Однако конструкционные особенности данной модели по большому счету оставляли желать лучшего. Угловатая форма передней части кузова создавала большое сопротивление встречного воздуха, а такой же формы задняя часть образовывала «вакуум» при движении на высокой скорости, что тормозило машину и значительно увеличивало расход бензина. Коррозия также была «заклятым другом» металла деталей автомобиля — крылья, порожки, места под бамперами, да и само днище довольно быстро съедала ржавчина. Однако за простоту при ремонте, относительную дешевизну запчастей, прекрасную проходимость и «выносливость, люди прозвали «шестёрку» рабочей лошадкой, и она прочно вошла в обиход повседневной жизни соотечественников того времени, да и по сей день.
Не секрет, но факт все же для многих малоизвестный: автомобили ВАЗ 70-х годов начинались с модели ВАЗ-2101, которая была доработанной под наши «дороги» копией FIAT 124 Speciale. Итальянский проект стал настолько удачным, что автомобиль приобрёл бешеную популярность и раскупался моментально. Обратили на него внимание и наши автомобилестроители, они решили воспользоваться наработками зарубежных конструкторов и внедрить их в отечественных автомобилях. Но для этого пришлось заключить с итальянскими производителями хоть и выгодный, но ко многому обязывающий договор. В результате и появился отечественный бренд «ВАЗ» (Волжский Автомобильный Завод), в становлении которого самое деятельное участие приняли итальянские специалисты.
Первый автомобиль ВАЗ сошел с конвейера в 1970-м году, и почти каждый год изначальная модель дорабатывалась, воплощаясь в новой марке. Все последующие «советские фиаты» модифицировались не только внутренне, но и внешне, и когда дело дошло до ВАЗ-2106, то это был заметно другой автомобиль.
В отличие от FIAT, «шестёрка» имела другие фары, бампера, решётку радиатора. Электрическую начинку также изменили для простоты изготовления, удобства монтажа и ремонта, и вообще для удешевления. Но некоторые элементы ходовой части, кузова и салона, впрочем, остались неизменны.
Также, мотивируясь снижением стоимости автомобиля, с 1979 года, производитель стал разрабатывать и ставить на поток модифицированные модели ВАЗ-2106, такие как ВАЗ-21061, ВАЗ-21063, ВАЗ-21065. Однако эти модели были менее мощными, менее прочными касательно «тяжёлых» работ и условий эксплуатации.
Всем известно — менталитет нашего человека предполагает, что для «соседа» мы делаем ту же самую работу лучше и качественней, чем для себя. Так и произошло с автомобилем ВАЗ-2106. Отдельный ряд автомобилей этой модели, предназначенный для экспорта, имел массу улучшений. Система зажигания, коробка передач, электропроводка, покрытие автомобиля самой качественной грунтовкой перед покраской, фары, салон — вот ради чего наши люди всеми силами, связями, правдами и неправдами старались обзавестись именно машиной, шедшей на экспорт.
Но время, как известно, не стоит на месте, и инженерная мысль, как гонимый ветром парусник, мчится вперёд. Однако в случае с ВАЗ-2106 все было почти наоборот. С 1990 года «шестёрка» приобретает отрицательный «внутренний мир» — качество составляющих многим хуже, чем раньше, снижение контроля сборки, дефицит запасных частей и многое-многое, всем нам знакомое о девяностых, дает о себе знать. Модель сдаёт свои позиции и уступает более современным автомобилям, имеющим более мощный двигатель, передний привод и пятую ступень коробки передач. «Шестерка» практически исчерпала свой ресурс модернизации, поэтому конкурировать с новыми автомобилями уже не могла.
Появление на внутреннем рынке автомобилей импортного производства и развитие банковской системы в виде авто-кредитования также ухудшили положение данного автомобиля. Стали заметны многие недостатки модели, на которые ранее попросту не обращали внимания. Краш-тесты показали небезопасность автомобиля: при лобовом столкновении, руль сразу же переламывал грудную клетку водителя, а заскакивающий в салон двигатель, переламывал ему и пассажиру на переднем сиденье ноги и затруднял быстрое извлечение пострадавших. Боковые удары показали, что металл дверей очень тонкий, отсутствие усилителей и противоударников в дверной раме приводят к травмам, не совместимым с жизнью. Частые замыкания электропроводки стали нормой «шестёрки». Не смазывающиеся узлы стали причиной частых поломок. Материал внутренней обшивки салона оставлял желать лучшего и быстро приходил в непригодность. Весь имеющийся крепёжный арсенал машины (болты, гайки, саморезы, винты и шурупы), как в салоне, так и в конструкции, изготавливался из «сырого», чёрного металла. Этот металл при жестких условиях эксплуатации вытягивался, терял прочность, приобретал усталость, а потому быстро приходил в непригодность и приводил к «расхлябанности» узлов машины.
Многие автолюбители непременно отметят и руль «шестёрки». Неприятно держать в руках что-то тонкое, холодное, и при поворотах постоянно выскальзывающее из рук. Честно признаться, при всем описанном выше, руль — это самый большой промах конструкторов, разрабатывавших ВАЗ-2106.
Однако несмотря на множество недостатков, автомобиль был очень популярен. 400 миллионов автомобилей ВАЗ-2106 (включая модификации), было продано за тридцатилетний стаж машины. И по сей день автолюбители, даже имея «хороший» импортный автомобиль в своём распоряжении, так же хранят верность «шестёрке» при поездках в лес, при перевозке грузов. «Шестёрка» исправно служит и несёт свою ношу «рабочей лошадки». Поэтому можно сделать вывод о том, что если автомобиль был настолько популярен, даже в условиях дичайшего дефицита, то он и не так уж был и плох. А если все же и был плох, то не настолько, чтобы и на самом деле считать его плохим.
С 2001 года ВАЗ-2106 окончил своё шествие по конвейерам Волжского автозавода. Но жизнь его продолжилась. С 2002 года ВАЗ-2106 стал собираться на Ижевском заводе. За первые годы эксплуатации автомобилей, собранных на Ижевском автозаводе, владельцы новых «шестёрок» сразу же ощутили разницу. Да, в салоне изменились сиденья, да, установили более удобный руль, и все тут. Положительные эмоции на этом закончились. Качество автомобиля упало «ниже некуда»: ржа дала себе волю — прогрызает все что можно и, зачастую, на самых видных местах, детали подвески запаса прочности абсолютно не имеют, двигатель не развивает той мощности, что у «старушки» 80-х и 90-х годов, поломки принимают обыденный характер, а ремонт становится более дорогостоящим.
Тем не менее, на дорогах нашей страны ещё встречаются автомобили этой прекрасной модели, пробег иных машин составляет более 300-400 тысяч километров (а это несколько кругов одометра, который на «шестёрке» составляет всего 100 тыс. км.) и возраст которым 25-30 лет. Да, не каждой модели довелось продержаться на конвейере 30 лет. Поистине данную модель можно считать одной из наиболее удачливых в нашем автопроме.
«Шестёрка», «Шаха», «Рабочая лошадка» — это наш легендарный ВАЗ-2106!