Действующий Закон «О пчеловодстве в РФ» от 30.12.2020 № 490 допускает ведение пчеловодства на землях сельскохозяйственного назначения, на участках для ведения личного подсобного хозяйства, а также на других категориях земель, если пчеловодство допускается режимом их использования (ст. 5).
Министерство сельского хозяйства в своих Ветеринарных правилах содержания медоносных пчел также упоминает земельные участки, расположенные на территориях ведения садоводства или огородничества, в числе возможной зоны ведения пчеловодства (п. 3 Приказа РФ от 23.09.2021 № 645).
При этом Свод правил 53.13330.2019 не содержит каких-либо запретов для садоводов относительно разведения пчел. Отсюда можно сделать вывод, что пчеловодство на садовом участке допустимо, если:
1) оно предусмотрено в числе видов разрешенного использования земли (утв. Местными правилами землепользования и застройки) для соответствующего участка (в числе основных или вспомогательных видов),
2) и при этом соблюдаются требования безопасности содержания пчел:
— ульи должны устанавливаться на расстоянии не менее 3 м от границ соседних участков — так, чтобы направление летков было в противоположную сторону от границ,
— или пасека должна быть отгорожена сплошным забором или густым кустарником высотой не менее 2 м — тогда вышеуказанные ограничения не применяются.
Обратите внимание, что сплошной забор высотой от 2 м в садоводстве не допускается действующими правилами: согласно СП 53.13330.2019 допустимая высота забора — от 1,2 до 1,8 м, причем ограждение сетчатое и лишь по согласованию с соседями можно установить сплошной забор.
Если соседи не дадут свое согласие, сплошной 2-метровый забор можно будет установить, только отступив от общей границы 1 м.
Но, как показывает практика, даже при соблюдении всех этих требований пчеловодство могут запретить, если у соседей есть аллергия на укусы пчел.
Например, Верховный суд РФ подтвердил решения нижестоящих инстанций, которые удовлетворили иск матери и сына об обязании их соседа прекратить разведение пчел на своем участке.
Экспертиза подтвердила, что у истцов была сильная аллергическая реакция на пчелиный яд, и это создавало серьезную угрозу для их жизни и здоровья.
Ответчику пришлось убрать ульи и выплатить компенсацию морального вреда истцам — даже при том, что все ветеринарные требования им соблюдались в полном объеме (ВС РФ, определение №10-КГ21-9-К6).